8 Урок. Чины святости

Продолжаем наше знакомство со Святыми угодниками.
В прошлый раз мы закончили чином Св. Мучеников.
Преподобные — Святые монахи, посвятившие свою жизнь Христу.
Многие из них жили в монастыре вместе с другими монахами и приобрели бесценный дар послушания. А вместе с ним получили смирение, такое, что всякому кто их обидел, они могли от души сказать: «прости». И когда их обижали, то скорбели они не о себе, а об обидчике, ведь это он, послушался врага и повредил своей душе.
Научившись послушанию, некоторые монахи закрывались в тесной келье, ни с кем не беседуя и ни о чем другом не заботясь, как только о спасении своей души. Таких называют затворниками.
Другие преподобные, отшельники, уходили в необитаемые места и там в тишине сражались с невидимым врагом, одолевая его силою Животворящего Креста.
Иные, и таких было совсем немного, строили башни-столпы и жили на их вершине то под палящими солнечными лучами, то под проливным дождём или бушующим ветром. Первым такой подвиг придумал Преподобный Симеон, прозванный Столпником (жил он в V веке). Столпников, подражавших Преподобному Симеону, известно еще шестеро, в том числе и наш русский святой, Преподобный Никита Переяславльский в XII столетии.
Христа ради юродивые (Блаженные) тоже стоят в чине Преподобных. Юродивый, значит ненормальный, безумный, сумасшедший. Психически больных на свете всегда было немало. А вот тех, кто притворялся сумасшедшим ради Христа и стал Святым, таких очень, очень мало. Зачем же так поступать, спросит кто-нибудь? На эти слова ответ даёт Святой Апостол Павел:
«Проповедь о Кресте для погибающих — безумие, а для нас, спасаемых — премудрость…
Бог показал , что мудрость сего мiра1 — это безумие… А премудрый мiр не понял Божией мудрости, и Бог решил спасти верующих при помощи безумной проповеди.
Безумное Божие премудрее человеческой мудрости.» (Послание к Коринфянам, глава I, стихи 18-25)
Так вот, настоящая мудрость — знать Христа распятого. Не просто знать о Христе, а знать Его, причащаться, молиться Ему так, чтобы чувствовать, что Он с нами. Юродивые ради Христа не исполняли мудрых предписаний мiра: мойте руки перед едой, уходя, гасите свет, по льду ходить опасно и т. д. Они зимой ходили без одежды, ели что придется, спали где получится. Но они исполняли Слово Божие: «Будьте святы, как Я Свят». И хотя они никогда не мылись, они были светоподобны, как Ангелы, хотя бормотали всякую несуразицу, верующие люди видели сколько Божественной мудрости зашифровано в их бормотании. Своим кажущимся безумием они посрамили всех мудрецов мiра.
Благоверные цари и царицы, князья и княгини. Как гласит название — христианские правители, которые среди окружавшего их богатства смогли считать это богатство чужим, а не своим и так управляли своими владениями, чтобы и самим в Царство прийти и подданным помочь. Вспомним здесь Святого Благоверного князя Александра Невского. Школьники знают о нем только то, что он был выдающимся полководцем. Но этого знать мало. Он был великим молитвенником за землю Русскую и победил врага не своею силою, которая была ничтожна, а силою Господа Иисуса Христа, Которого позвал на помощь. Но не только от шведов и католических рыцарей защищал он Русь. Он и от татар смог ее оградить. Он предпринял насколько тяжких для себя путешествий в Золотую Орду, где оставался по многу месяцев, ведя переговоры с татарами. В Орде ему угрожала смерть, ведь татары часто расправлялись с русскими князьями и явно и тайно, подсыпая им отраву. Возвращаясь из последнего такого геройского путешествия, Великий князь занемог и перед смертью приняв монашеский постриг, отошёл ко Господу.
Бессребренники и Исцелители — Святые врачи которые, живя на земле исцеляли людей не лекарствами и умелыми движениями медицинских инструментов, а силою Божией. Они принципиально не брали с исцеленных плату за исцеление, а лечили во Славу Божию и проповедовали о Христе распятом. Таковыми были Косма и Дамиан Ассийские, Св. Мученики Косма и Дамиан Аравийские, Кир и Иоанн, и Святой Великомученик Пантелеимон. Большинство из них окончили свою добрую жизнь подвигом мученическим.
Праведные Нового Завета: Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Св. Иулиания Лазаревская и другие, жили в мiру, в чем-то похоже на юродивых ради Христа. У Праведного Иоанна Кронштадтского была матушка (так называют жену священника), но он очень мало бывал дома, видеться супругам случалось не часто. А видели его простые люди, бедняки в своих ветхих бараках, и все те, кто нуждался в свете Евангелия Христова, приносимом отцом Иоанном. Бывало вернется Святой батюшка глубокой ночью домой без сапог и без пальто: сапоги одному бедняку оставил, а пальто другому.
 
Житие Преподобного Никиты Столпника, Переяславского
Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Столп­ник Пе­ре­я­с­лав­ский был уро­жен­цем го­ро­да Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го за­ве­до­вал сбо­ром по­да­тей и на­ло­гов. Слово мытарь с древних времен вызывало в людях страх а иногда и презрение. Да и было чего бояться. Ведь Никита нещад­но гра­бил жи­те­лей, обирая жителей, чтобы и князю угодить и самому обогатиться. Бедняки проклинали злого мытаря. И дли­лось его беззаконие мно­го лет. Но ми­ло­серд­ный Гос­подь, же­ла­ю­щий всех греш­ни­ков спа­сти, и Ни­ки­ту при­вел к по­ка­я­нию.
Од­на­жды он при­шел в цер­ковь и услы­шал сло­ва про­ро­ка Ис­а­ии: «Из­мый­те­ся, и чи­сти бу­де­те, отьи­ми­те лу­кав­ства от душ ва­ших... на­учи­те­ся доб­ро тво­ри­ти... из­ба­ви­те оби­ди­ма­го, за­ступитесь за си­ро­ту и оправ­ди­те вдо­ви­цу» (Книга Пророка Исаии, глава I:16-17). Слов­но гро­м ударил в сердце грешника. Всю ночь Ни­ки­та про­вел без сна, вспо­ми­ная сло­ва: «Из­мый­те­ся и чи­сти бу­де­те». Од­на­ко утром он ре­шил при­гла­сить дру­зей, чтобы в ве­се­лой бе­се­де за­быть ужа­сы про­шед­шей но­чи. Гос­подь вновь при­звал Ни­ки­ту к по­ка­я­нию. Ко­гда же­на ста­ла го­то­вить обед для уго­ще­ния го­стей, то вдруг уви­де­ла в ки­пя­щем кот­ле то всплы­вав­шую че­ло­ве­че­скую го­ло­ву, то ру­ку, то но­гу. В ужа­се по­зва­ла она му­жа, и Ни­ки­та уви­дел то же са­мое. Вне­зап­но в нем про­бу­ди­лась уснув­шая со­весть, и Ни­ки­та яс­но осо­знал, что сво­и­ми по­бо­ра­ми он по­сту­па­ет как убий­ца. «Горе мне, мно­го я со­гре­шил! Гос­по­ди, на­ставь ме­ня на путь Твой!» – с та­ки­ми сло­ва­ми он вы­бе­жал из до­ма.
В трех вер­стах от Пе­ре­я­с­лав­ля сто­ял мо­на­стырь во имя Свя­то­го Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты. Туда то и при­шел по­тря­сен­ный Ни­ки­та. Бросился в ноги игу­мену и говорит: «Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу». То­гда игу­мен ре­шил ис­пы­тать ис­крен­ность его по­ка­я­ния и дал пер­вое по­слу­ша­ние: три дня сто­ять при мо­на­стыр­ских во­ро­тах и ис­по­ве­до­вать всем про­хо­дя­щим гре­хи свои. С глу­бо­ким сми­ре­ни­ем Ни­ки­та при­нял пер­вое по­слу­ша­ние. Через три дня игу­мен вспом­нил о нем и по­слал од­но­го ино­ка по­смот­реть, что он де­ла­ет у мо­на­стыр­ских во­рот. Но инок не на­шел Ни­ки­ту на преж­нем ме­сте, а об­на­ру­жил его ле­жа­щим в бо­ло­те; он был по­крыт ко­ма­ра­ми и мош­ка­ми, те­ло его бы­ло в кро­ви. То­гда сам игу­мен с бра­ти­ей при­шел к доб­ро­воль­но­му стра­даль­цу и спро­сил: «Сын мой! что ты де­ла­ешь с со­бой?» «Отец! Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу», – от­ве­чал Ни­ки­та. Игу­мен одел Ни­ки­ту во вла­ся­ни­цу, сам ввел в мо­на­стырь и по­стриг в мо­на­ше­ство.
Всем серд­цем при­няв мо­на­ше­ские обе­ты, Пре­по­доб­ный Ни­ки­та про­во­дил дни и но­чи в мо­лит­ве, пе­нии псал­мов и чте­нии жи­тий Свя­тых по­движ­ни­ков. По бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля он воз­ло­жил на се­бя тя­же­лые вери­ги и на ме­стах сво­их мо­на­ше­ских по­дви­гов ис­ко­пал два глу­бо­ких ко­лод­ца. Вско­ре Пре­по­доб­ный уси­лил свой по­двиг – он вы­ко­пал глу­бо­кую круг­лую яму и там, воз­ло­жив на гла­ву ка­мен­ную шап­ку, стал, по­доб­но древним столп­ни­кам, на мо­лит­ву. Толь­ко го­лу­бое небо да ноч­ные звез­ды ви­дел он со дна сво­е­го стол­па-ко­лод­ца, да уз­кий под­зем­ный ход вел под цер­ков­ную сте­ну – по нему пре­по­доб­ный Ни­ки­та хо­дил в храм на бо­го­слу­же­ние.
Так, под­ви­за­ясь доб­рым по­дви­гом в оби­те­ли ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та и сам за­вер­шил жизнь му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. Злодеи увидели на Никите железные вериги и кресты, блестевшие от его одвигов подобно серебру и решили обогатиться. В ночь на 24 мая 1186 го­да они разо­бра­ли крышу стол­па, уби­ли по­движ­ни­ка, сня­ли с него кре­сты и вери­ги и убе­жа­ли.
Пе­ред утрен­ним бо­го­слу­же­ни­ем по­но­марь, при­шед­ший за бла­го­сло­ве­ни­ем к Cвя­то­му Ни­ки­те, об­на­ру­жил разо­бран­ную кры­шу и со­об­щил об этом игу­ме­ну. Игу­мен с бра­ти­ей по­спе­шил к стол­пу Пре­по­доб­но­го и уви­дел Святого убитым,  а от те­ла его ис­хо­ди­ло необыкновенное бла­го­уха­ние.
Меж­ду тем убий­цы, оста­но­вив­шись на бе­ре­гу ре­ки Вол­ги, ре­ши­ли по­де­лить до­бы­чу, но с удив­ле­ни­ем уви­де­ли, что это не се­реб­ро, а же­ле­зо, и бро­си­ли вери­ги в Вол­гу. Гос­подь про­сла­вил и эти ви­ди­мые зна­ки тай­ных по­дви­гов и тру­дов Свя­то­го. В ту же ночь Си­ме­он, бла­го­че­сти­вый ста­рец Яро­слав­ско­го мо­на­сты­ря во имя Свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, уви­дел над Вол­гой три яр­ких лу­ча све­та. Он со­об­щил об этом на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря и ста­рей­шине го­ро­да. Со­бор свя­щен­ни­ков и мно­го­чис­лен­ные го­ро­жане, со­шед­ши­е­ся к ре­ке, уви­де­ли три кре­ста и вери­ги «яко дре­во в во­дах волж­ских пла­ва­ю­щие». С бла­го­го­ве­ни­ем и мо­лит­ва­ми пе­ре­не­се­ны бы­ли вери­ги в оби­тель ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты и по­ло­же­ны на гроб Пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты. При этом про­изо­шли ис­це­ле­ния. Прошло более двухсот лет и московский Свя­ти­тель Фо­тий бла­го­сло­вил от­крыть мо­щи Свя­то­го Ни­ки­ты. Когда Игу­мен мо­на­сты­ря с бра­ти­ей открыли тело, то увидели, что оно сохранилось нетленным.
Домашнее Задание
1. К какому чину Cвятости относятся Блаженные?
2. Приведи имена Святых Блаженных, которых мы не упомянули здесь.
3. Каких Святых мы именуем Святителями?
4. Какой Благоверный князь возглавлял русскую рать в 1380 году?
5. Какая Великомученица была убита своим отцом?
© 2017-2020 orthosholio.ru