Продолжаем наше знакомство со Святыми угодниками.
В прошлый раз мы закончили чином Св. Мучеников.
Преподобные — Святые монахи, посвятившие свою жизнь Христу.
Многие из них жили в монастыре вместе с другими монахами и приобрели бесценный дар послушания. А вместе с ним получили смирение, такое, что всякому кто их обидел, они могли от души сказать: «прости». И когда их обижали, то скорбели они не о себе, а об обидчике, ведь это он, послушался врага и повредил своей душе.
Научившись послушанию, некоторые монахи закрывались в тесной келье, ни с кем не беседуя и ни о чем другом не заботясь, как только о спасении своей души. Таких называют затворниками.
Другие преподобные, отшельники, уходили в необитаемые места и там в тишине сражались с невидимым врагом, одолевая его силою Животворящего Креста.
Иные, и таких было совсем немного, строили башни-столпы и жили на их вершине то под палящими солнечными лучами, то под проливным дождём или бушующим ветром. Первым такой подвиг придумал Преподобный Симеон, прозванный Столпником (жил он в V веке). Столпников, подражавших Преподобному Симеону, известно еще шестеро, в том числе и наш русский святой, Преподобный Никита Переяславльский в XII столетии.
Христа ради юродивые (Блаженные) тоже стоят в чине Преподобных. Юродивый, значит ненормальный, безумный, сумасшедший. Психически больных на свете всегда было немало. А вот тех, кто притворялся сумасшедшим ради Христа и стал Святым, таких очень, очень мало. Зачем же так поступать, спросит кто-нибудь? На эти слова ответ даёт Святой Апостол Павел:
«Проповедь о Кресте для погибающих — безумие, а для нас, спасаемых — премудрость…
Бог показал , что мудрость сего мiра1 — это безумие… А премудрый мiр не понял Божией мудрости, и Бог решил спасти верующих при помощи безумной проповеди.
Безумное Божие премудрее человеческой мудрости.» (Послание к Коринфянам, глава I, стихи 18-25)
Так вот, настоящая мудрость — знать Христа распятого. Не просто знать о Христе, а знать Его, причащаться, молиться Ему так, чтобы чувствовать, что Он с нами. Юродивые ради Христа не исполняли мудрых предписаний мiра: мойте руки перед едой, уходя, гасите свет, по льду ходить опасно и т. д. Они зимой ходили без одежды, ели что придется, спали где получится. Но они исполняли Слово Божие: «Будьте святы, как Я Свят». И хотя они никогда не мылись, они были светоподобны, как Ангелы, хотя бормотали всякую несуразицу, верующие люди видели сколько Божественной мудрости зашифровано в их бормотании. Своим кажущимся безумием они посрамили всех мудрецов мiра.
Благоверные цари и царицы, князья и княгини. Как гласит название — христианские правители, которые среди окружавшего их богатства смогли считать это богатство чужим, а не своим и так управляли своими владениями, чтобы и самим в Царство прийти и подданным помочь. Вспомним здесь Святого Благоверного князя Александра Невского. Школьники знают о нем только то, что он был выдающимся полководцем. Но этого знать мало. Он был великим молитвенником за землю Русскую и победил врага не своею силою, которая была ничтожна, а силою Господа Иисуса Христа, Которого позвал на помощь. Но не только от шведов и католических рыцарей защищал он Русь. Он и от татар смог ее оградить. Он предпринял насколько тяжких для себя путешествий в Золотую Орду, где оставался по многу месяцев, ведя переговоры с татарами. В Орде ему угрожала смерть, ведь татары часто расправлялись с русскими князьями и явно и тайно, подсыпая им отраву. Возвращаясь из последнего такого геройского путешествия, Великий князь занемог и перед смертью приняв монашеский постриг, отошёл ко Господу.
Бессребренники и Исцелители — Святые врачи которые, живя на земле исцеляли людей не лекарствами и умелыми движениями медицинских инструментов, а силою Божией. Они принципиально не брали с исцеленных плату за исцеление, а лечили во Славу Божию и проповедовали о Христе распятом. Таковыми были Косма и Дамиан Ассийские, Св. Мученики Косма и Дамиан Аравийские, Кир и Иоанн, и Святой Великомученик Пантелеимон. Большинство из них окончили свою добрую жизнь подвигом мученическим.
Праведные Нового Завета: Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, Св. Иулиания Лазаревская и другие, жили в мiру, в чем-то похоже на юродивых ради Христа. У Праведного Иоанна Кронштадтского была матушка (так называют жену священника), но он очень мало бывал дома, видеться супругам случалось не часто. А видели его простые люди, бедняки в своих ветхих бараках, и все те, кто нуждался в свете Евангелия Христова, приносимом отцом Иоанном. Бывало вернется Святой батюшка глубокой ночью домой без сапог и без пальто: сапоги одному бедняку оставил, а пальто другому.
Житие Преподобного Никиты Столпника, Переяславского
Преподобный Никита Столпник Переяславский был уроженцем города Переяславля-Залесского заведовал сбором податей и налогов. Слово мытарь с древних времен вызывало в людях страх а иногда и презрение. Да и было чего бояться. Ведь Никита нещадно грабил жителей, обирая жителей, чтобы и князю угодить и самому обогатиться. Бедняки проклинали злого мытаря. И длилось его беззаконие много лет. Но милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.
Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, заступитесь за сироту и оправдите вдовицу» (Книга Пророка Исаии, глава I:16-17). Словно гром ударил в сердце грешника. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь вновь призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Горе мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» – с такими словами он выбежал из дома.
В трех верстах от Переяславля стоял монастырь во имя Святого Великомученика Никиты. Туда то и пришел потрясенный Никита. Бросился в ноги игумену и говорит: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», – отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.
Всем сердцем приняв монашеские обеты, Преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий Святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре Преподобный усилил свой подвиг – он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену – по нему преподобный Никита ходил в храм на богослужение.
Так, подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Злодеи увидели на Никите железные вериги и кресты, блестевшие от его одвигов подобно серебру и решили обогатиться. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали крышу столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги и убежали.
Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к Cвятому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу Преподобного и увидел Святого убитым, а от тела его исходило необыкновенное благоухание.
Между тем убийцы, остановившись на берегу реки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов Святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя Святых Апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены на гроб Преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Прошло более двухсот лет и московский Святитель Фотий благословил открыть мощи Святого Никиты. Когда Игумен монастыря с братией открыли тело, то увидели, что оно сохранилось нетленным.
Домашнее Задание
1. К какому чину Cвятости относятся Блаженные?
2. Приведи имена Святых Блаженных, которых мы не упомянули здесь.
3. Каких Святых мы именуем Святителями?
4. Какой Благоверный князь возглавлял русскую рать в 1380 году?
5. Какая Великомученица была убита своим отцом?