Урок 6. Божественная Литургия (2)

Печать
Независимо от того, причащаемся мы на этой службе или нет, принято приходить на Бодественную Литургию натощак, ведь «Сытое брюхо к молитве глухо»1.
Проскомидия
Первая часть Божественной Литургии называется проскомидия.
Проскомидия — переводится с греческого как приношение2. На ней от лица молящихся приносится Богу хлеб и вино для освящения. Хлеб — это просфоры3. Главных просфор в Русской Православной Церкви 5 и называются они богослужебными (служебными).
1-я агничная просфора самая большая. Из нее на проскомидии вынимается агнец — средняя часть просфоры для причащения верующих. Христос — Агнец, закланный за наши грехи: агнец, вынутый из просфоры означает Христа закланного. Боковые и нижняя части этой просфоры после окончания Литургии раздаются верующим, они называются антидор4.
2-я просфора — Богородичная. Из неё священник на проскомидии вынимает одну большую частицу в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
3-я просфора — девятичинная, в честь девяти святых, которые разделяются на чины — группы. Какие же это чины? Например Пророки, Апостолы, Мученики и другие. Итак из третей просфоры вынимается 9 частиц:
1-я в честь Честного славного Пророка Иоанна Крестителя.
2-я в честь Святых славных Пророков: Моисея и Аарона и всех Святых Пророков.
3-я, Святых славных и всехвальных Апостолов Петра и Павла и всех Святых Апостолов
4-я, Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста… и всех Святых Святителей
5-я, Мучеников: Святого Первомученика архидиакона Стефана, Святых Великомученика Димитрия Солунского, Георгия Победоносца… Вмц. Варвары, Екатерины и всех Мучеников и Мучениц.
6-я, Преподобных и Богоносных отцов наших: Антония Великого… Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и всех Преподобных.
7-я, Святых врачей: Бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и его учителя Ермолая и всех Святых Бессребреников.
8-я частица, одна за многих различных свтых:
а) Святых родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анны,
б) Святого этого храма, то есть того Святого, в честь которого основан этот храм;
в) Святых, память которых празднуется в этот день;
г) Святых, потрудившихся в проповеди Евангелия среди славян и наших русских предков: Равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великих князей Владимира и Ольги;
д) И всех Святых;
9-я того Святого, который составил текст Божественной Литургии (чаще всего Святителя Иоанна Златоуста, и только 10 раз в году Святителя Василия Великого).
4-я просфора заздравная. Из нее вынимается 2 частицы побольше и множество маленьких частиц. Первая частица о здравии Святейшего Патриарха и всех епископов, священников и диаконов. Вторая частица о богохранимой нашей стране и её православных людях. А множество маленьких частиц за прихожан храма, который собрались на службу, и о тех, кто не смог прийти, и о тех, чьи имена мы написали в записках.
5-я заупокойная просфора. Из нее вынимается одна большая и множество маленьких частиц о христианах, которые уже переселились в вечную жизнь: правослвных патриархах, создателях сего святого храма и других усопших.
Чтобы просфор хватило всем желающим, в алтарь приносится ещё много маленьких дополнительных просфор. Из них вынимаются частицы о здравии и о упокоении тех людей которые написаны в ваших записках. А после Литургии маленькие просфоры раздаются сначала тем людям, кто подал поминальные записки на Литургию, потом и другим желающим.
Проскомидия совершается в алтаре невидимо для молящихся в храме. И чтобы прихожане время проскомидии в молитве, для них тем временем совершаются две маленьких службы: 3-й и 6-й час. На 6-м часе диакон или священник обходит храм с кадилом, совершая каждение святынь храма и молящихся.
А пока батюшка молится о нас в алтаре, молящиеся внимательно слушают, как чтец читает часы, и мы тоже времени терять не станем: возьмем в руки свои помянники5, где записаны имена наших православных сродников, друзей, учителей и других знаемых, и помолимся о их здравии. Затем помянем усопших православных христиан.
 
ПРЕПОДОБНЫЙ Феодосий Печерский
 
Житие Святого Феодосия написал известный летописец Нестор, все подробности жизни его он узнал от келаря Феодора, а тот слышал это от самой матери святого подвижника. Это житие мы перескажем здесь своими словами и дадим свои пояснения.
Близ стольного города Киева6 был городок Васильков. В нем-то и родился сей7 святой. На восьмой день, по церковному обычаю, понесли младенца в храм, чтобы наречь8 ему имя. Священник же, увидев дитя и сердечными очами предвидя, что с детства отдаст он себя Богу, назвал его Феодосием9. Когда прошло сорок дней, младенца крестили, и он рос у родителей, и была на нем благодать Божия (Лк. 2, 40).
Сладкая молитва
Вскоре князь повелел его родителям переселиться в другой город - Курск. B этом городе Святой провел свои детские годы. Родители Феодосия – люди богатые и почтенные, надеялись, что и чадо станет похожим на них, привыкнет жить в роскоши и станет пользоваться всеми удобствами богатой жизни. Но мальчику не интересны были ни золото, ни военные доспехи, ни игры детей во дворе. С малых лет он полюбил молитву. Он мог часами стоять на молитве и не ведать, что творится вокруг, не чувствовал голода и холода. И была молитва для него слаще мёда и ароматного нектара. Церковь стала любимым местом мальчика. А одевался Феодосий как слуга, в худое рубище10. Представьте, как переживали богачи-родители, когда видели любимого сына в плохой одежде!
Когда отрок немного подрос, то сам упросил родителей отдать его учиться Божественным книгам, что они и сделали. И скоро стал понимать он все Божественное Писание, так что все удивлялись премудрости и разуму его. Когда отроку было 13 лет, отец умер. И он оказался в полной власти своей матери. А мама его была женщиной крутого нрава, очень упрямая и сильная. Очень она любила своего сына, но примириться с смиренной жизнью его она никак не желала. Невыносимо было ей видеть, как ее сын в плохой одежде, ничем не отличаясь от рабов, шел с ними на работу. Она запрещала ему это, умоляла его одеться в богатое платье, идти играть с другими детьми, приходила в ярость, когда он не повиновался, страшно ругалась и била, била, била его нещадно. Ничто не помогало! Смиренно выносил Феодосий побои матери, и продолжал поступать так, как говорил его Ангел Хранитель.
Вы только не подумайте, что у мальчика Феодосия совсем не было друзей. Друзья у него были, но не те быстроногие, востроглазые мальчишки, которые целыми днями бегали по двору, изображая богатырей, шумели, дрались, и ни минуты не могли постоять на месте. Он водил дружбу с богомольцами, убогими странниками, которые возвращаясь из святых мест, приносили с собой множество удивительных рассказов. Был тогда на Руси обычай ходить пешком по святым местам. И заветным местом для любого паломника стал святой град Иерусалим. Был он далеко: за полями, за лесами и за высокими горами. Путь туда три года да три месяца. А на пути том ждали путников многие приключения и испытания.
Услыхал Феодосий рассказы странничков о Святом граде. Как тысячу лет назад по тому граду ходил Сам Спаситель Христос. Как чудеса там творил, и как на Кресте за нас пострадал. И решил во что бы то ни стало побывать в том городе. Тут и случай удобный представился: в Курске в то время остановились отдохнуть странники, и направлялись они не куда-нибудь, а в славный град Иерусалим. Феодосий упросил их взять его с собою. Вот отдохнули странники и в путь-дорогу собираются. На дворе ночь, в доме все спят и Феодосий тайком выходит. На нём одёжка ветхая и за душой ни гроша…
Настало утро, мать спохватилась сына, ищет его, всех расспрашивает. Как узнала, что сын со странниками ушел, пустилась в погоню. И скоро догнала его. Ох и досталось же бедняге. Схватила она его за волосы, бросила наземь и ну ногами бить. Насилу успокоилась. Связала и как злодея притащила домой. А дома опять Феодосюшке досталось, била его мать и терзала, пока сама не утомилась.  А потом приказала заковать его и держать взаперти.  День она на сына гневается, неделю сердится, наконец в сердце её любовь материнская заговорила – жалко ей стало сына. Начала она его увещевать, умолять, чтобы дома сидел и никуда б не уходил. Феодосий пожалел мать, обещал не покидать ее, а она обещала, что сможет он дома Бога молить и в церковь ходить, и никак она мешать не станет.
Просвирник
По-прежнему стал отрок в церковь ходить, и там заметил, что в храме не хватает просфор. Принялся он печь просфоры и продавать. Пусть богомольцы просфоры покупают и в храм приносят, а батюшка на этих просфорах будет службу совершать. И людям радость и Богу слава. На деньги, что за просфоры давали, Феодосий покупал зерно, молол его и снова просфоры пёк. А лишние деньги нищим раздавал. Мальчишки, как узнали о просфорах, принялись над Феодосием смеяться: «Вон Просвирник идёт, с ног до ушей в тесте, ха-ха-ха. Сколько денег сегодня выручил?» Святой не сердился на них, ему было жаль несмышлёных. Ведь они Бога не знают, и живут как язычники. А сам станет на молитву и просит у Господа: «Господи просвети их сердца, да познают они Тебя и научатся творить Твою Святую волю». Но мать принимала все насмешки на свой счёт. Стала она опять сына упрашивать:
– Молю тебя, дитя мое, оставь это дело, не позорь своего рода: нестерпимо для меня слышать от всех укоры тебе. Неприлично тебе такое дело делать…
– О, мать моя, – отвечал Феодосий, – послушай меня. Господь наш Иисус Христос сам подал нам пример смирения: был Он и поруган, и оплеван, и заушаем, – все перенес Он спасения нашего ради. Нам же, грешным, тем более следует терпеть. А что до моего дела, то послушай: если сам Господь назвал хлеб своею плотью, то как же мне не радоваться, что Он сподобил меня приготовлять его плоть!
Подивилась мать разуму сына своего, пересилила досаду и оставила его в покое, но ненадолго… Раз, увидала она на нем ожоги, и снова стала укорять его, грозить, умолять, чтобы он оставил не подходящее его званию дело. Смутился юноша и долго недоумевал, как ему быть. Наконец решил уйти от матери. Ночью тайно ушел он из дому в соседний город. Там поселился в доме священника, и стал по-прежнему просфоры печь для церкви. Долго мать горевала, сына по деревням и сёлам искала. Наконец, узнала где он, нашла и ну бить, да мучить.
  Был в Курске воевода, помощник княжеский, и приглянулся ему смышлёный юноша Феодосий. Стал теперь Феодосий в доме воеводы жить. Выдали ему новые одежды, красивые, дорогие. А он  в эти одежды бедняков одел, а сам по-прежнему в старых залатанных ходит. Мало того, попросил он кузнеца сковать для себя тяжелые вериги (цепи), и опоясался ими, а одежду сверху, чтобы никто не видел его подвигов. Железо перетирало ему тело до крови, но он и виду не показывал, что ему больно. Случайно мать заметила кровь на одежде его, узнала, как он истязает себя. Что с ней стало?! Сорвала она с сына вериги и со всей силы принялась бедного бить, да таскать, едва не прибила.
Последний побег
Раз Феодосий по обычаю пришёл в храм. На службе диакон Евангелие читает, слова вроде знакомые, а как будто в первый раз звучат: «Аще кто не оставит отца и матерь, и вслед Мене не идет, несть Мене достоин» и: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Не раз слыхал эти слова Феодосий, но на этот раз они прошли ему прямо в сердце. И принесли несказанную радость и успокоение. С этого дня твёрдо решил он уйти из дому, чтобы до конца жизни своей Богу служить. Говорили, что в Киеве монастыри есть – дело новое на Руси. Там монахи живут, душу свою спасают, Богу служат. Вот туда-то Феодосию и надо, только бы дорогу разведать. По счастью, шел в Киев в это время купеческий обоз. Феодосий пошел следом за ним, не упуская его из виду, и таким образом добрался до Киева. Здесь ходил он по разным монастырям и просился, чтобы его приняли в иноки; но нигде не пожелали принять юношу, одетого в бедную, изорванную одежду.
В пещере
Жил в то время подле Киева старец Антоний. Свою монашескую жизнь он начал в Греции, на Святой горе Афон. А когда пришёл в Киев, стал себе место для монашеских подвигов искать. Ходил по горам и лесам близ Киева и наконец набрел на небольшую пещеру в лесу, у берега Днепра, и поселился здесь. День и ночь пребывал Антоний в молитве и трудах, не давая себе покоя; сухой хлеб, и то через день, был его пищею, простая вода – единственным напитком.
Скоро пошла по людям молва о новом подвижнике; начали приходить к нему набожные люди за благословением, приносили ему все нужное для жизни. Нашлись и такие, что стали просить у него позволения поселиться близ него и вести жизнь по его примеру. Первый поселился подле Антония - Никон.
Услыхал Феодосий об Антонии и пришел к нему. Поклонился до земли он старцу седовласому и стал со слезами просить, умолять его: дозволь мне, отче, жить рядом с тобою, душу спасать, Бога молить о грехах моих великих.
– Чадо, – сказал Антоний, – видишь ли эту пещеру? Место это скорбное и тесное; ты же еще юн и, думаю, не снесешь печали в этом месте.
– Честной отец, – отвечал Феодосий, – ты знаешь, что Бог привел меня к тебе, – все, что только ты велишь, буду я творить.
Тогда Антоний благословил Феодосия и велел Никону постричь его и возложить на него черные монашеские ризы.
Начались иноческие подвиги Феодосия. Но ему предстояло новое тяжелое испытание. Его мать была в отчаянии… Напрасно она разыскивала его сама по всем окрестным местам; тщетно искали его всюду ее слуги; щедрую награду обещала она тому, кто его приведет! Четыре года прошло – о Феодосии ни слуху ни духу! Но вот случайно от путников, пришедших из Киева, узнает она, что Феодосия видели там. Немедленно спешит она туда, бросается по всем монастырям, наконец, узнает, что он в пещере у преподобного Антония. Она приходит к пустыннику и слышит, что сын ее жив и находится здесь. Хочет видеть его, но отдавший себя Богу, сын решается отказать матери в свидании. Никакие мольбы не могут изменить его решения, даже увещания самого Антония не помогают. Тогда страстно любящая мать от мольбы переходит к угрозам.
– Покажи мне сына моего, – говорит она в отчаянии Антонию, – если не покажешь его, я умру у твоей пещеры!
Антоний в тяжелой скорби идет и снова умоляет Феодосия выйти к матери; наконец, он повинуется и выходит. Увидела мать своего сына бледного, исхудалого, изможденного, бросилась к нему на шею, горько рыдала, обливала его слезами. Успокоившись немного, стала она умолять его:
– Возвратись в дом свой, дитя мое! Все, что тебе надо для спасения души, – все ты будешь творить по своей воле, только не отлучайся от меня. Умру я, погребешь ты меня, тогда возвращайся в пещеру эту. Не могу я жить и не видеть тебя!
Напрасны были мольбы матери. Феодосий, верный данному монашескому обету, был непреклонен. Он предложил матери, если она хочет видаться с ним, постричься в одном из киевских женских монастырей. И она, не имея сил расстаться навсегда с сыном, постриглась в женском монастыре Св. Николая.
Молва о днепровской пещере и трех подвижниках ее: Антонии, Никоне и Феодосии, далеко разносилась по Русской земле. Со всех концов ее из разных сословий стали приходить люди, чтобы вместе с подвижниками спасти свои души. Так возник Киево-Печерский монастырь.
Игумен Феодосий
Прошли годы, вокруг Святых Антония и Феодсия поселилось множество монахов. Преподобный Антоний любил уединение, даже обычная монастырская жизнь была для него слишком шумной и суетной, он тихо жил в маленькой келье, недалеко от основного монастыря. А чтобы братия всегда находилась под присмотром, он благословил Феодосия стать настоятелем монастыря (игуменом).
Первыми подвигами его в игуменстве были постройка большой церкви и введение монастырского устава. Недалеко от пещеры нашел он удобное место, соорудил там храм во имя Пресвятой Богородицы, а около него выстроил кельи. В своем монастыре ввел он устав Студийского Константинопольского монастыря.
Правила этого устава очень просты. Общая молитва всей братии в церкви считается выше одиночной, келейной. У иноков должна быть общая трапеза; пищу вкушать за братской трапезой должны были все безмолвно, внимая чтению; без благословения игумена никто не смел ни есть, ни пить, ни держать хлеба или воды в келье, ни съесть ягоды в поле. Имущество у иноков должно быть общим, даже и одежда; никто не мог ничего назвать своим; даже в разговоре запрещалось употреблять слова «мое, собственное, твое». Инок не должен был принимать милостыни ни от кого; взять что-либо у кого-нибудь позволялось не иначе как с благословения игумена. Инокам не разрешалось ходить по кельям друг к другу. Без благословения игумена никто не смел выходить за монастырские ворота. Разные ремесла и искусства составляли занятие иноков в свободное от молитвы время.
Более всего Феодосий требовал от иноков полнейшего повиновения воле игумена; всякое уклонение от приказания его считалось тяжким грехом. Братия привыкла так повиноваться воле своего настоятеля, что раз вратарник не решился без спросу у него впустить в монастырь даже великого князя, потому что он приехал в такую пору, когда Феодосий запретил впускать посторонних в монастырскую ограду.
Жизнь иноков проходила в долгих церковных службах и тяжелых трудах. Пища была скудная; монастырь был еще беден, и случалось, что братия с вечера не знала, чем будет питаться завтра; но все иноки и игумен твердо верили, что Бог, питающий небесных птиц, пропитает и их. С течением времени, когда от разных пожертвований и вкладов обитель несколько обогатилась, Феодосий стал отделять десятую долю всех доходов монастыря на бедных, даже устроил особый двор, где жили на счет монастыря нищие, калеки и больные. Каждую субботу посылал Феодосий воз с хлебами по темницам. В келье у себя держал он расслабленного старца и взял на себя весь уход за ним.
Феодосий требовал, чтобы все иноки строго исполняли свои обязанности. Он часто посещал кельи, и если находил у кого из братии сверх общих братских вещей лишнюю одежду или другие вещи, то бросал их в огонь. Даже по ночам строгий игумен обходил кельи и слушал у дверей. Если он слышал в келье молитву, то благодарил Бога за благочестие инока; если же слышал беседу двух или трех иноков, то стучал в дверь. Утром призывал он виновных и обличал их, укорял кротко, со слезами…
Строгий к другим, Феодосий был еще строже к самому себе. Никогда не видали его праздным: он не гнушался никаким трудом, работал целый день, не давая отдыха своим рукам и ногам, часто ходил в пекарню – месил тесто и пек хлебы вместе с пекарями. Пример его сильно действовал на братию. Раз пекарь сказал Феодосию, что нет воды, а наносить некому; тогда блаженный тотчас встал и принялся носить воду с колодца. Один из братии увидел это и поспешил сказать другим; сейчас же нашлось несколько человек, которые наносили воды с избытком… В другой раз случилось, что не было дров для кухни. Келарь пришел к Феодосию и сказал:
– Ты бы велел кому-нибудь из братии, кто не занят, наносить дров!
– Вот я не занят, – отвечал Феодосий, – так я и пойду.
Братии он велел идти в трапезу, так как было время обеда, а сам взял топор и стал рубить дрова. Когда иноки после обеда увидели настоятеля за работой, тотчас же каждый взял свой топор, и скоро накололи дров на много дней.
За братской трапезой ел он только сухой хлеб и вареную зелень без масла, не пил ничего, кроме воды, одежду носил ветхую в заплатах, а под нею колючую власяницу. Спать он обыкновенно не ложился, а после повечерия засыпал сидя; часто проводил он ночи без сна, молясь за себя и за братию. С наступлением Великого поста он обыкновенно удалялся в особую пещеру (известную до сих пор под именем Феодосиевой или «дальней»), а возвращался в обитель накануне Лазаревой субботы.
Раз привели к нему связанных разбойников, которых поймали в одном монастырском селе за кражей. Блаженный при виде их сильно опечалился. Прослезившись, он велел освободить их и накормить; потом долго поучал их никого не обижать, никому не делать зла, дал им много необходимого и отпустил их с миром. Отпущенные так умилились душою, что с этих пор перестали делать кому-либо зло, стали довольствоваться своим трудом.
Смирение Феодосия было необыкновенно. Случилось ему раз быть далеко от обители, у князя Изяслава. Князь приказал одному из своих слуг отвезти настоятеля в монастырь. Слуга, видя инока в нищенской одежде и не зная, кого везет, сказал ему дорогою:
– Ты, чернец, всегда празден, а я живу в трудах: пусти меня отдохнуть в повозке, а сам садись на лошадь.
Феодосий беспрекословно обменялся местом со слугою и целую ночь то ехал верхом, то шел подле лошади, чтобы не уснуть. Когда рассвело, бояре, ехавшие к великому князю, при встрече с подвижником сходили с коней и низко кланялись ему. Слуга, увидев это, испугался; но Феодосий успокоил его, ласково ввел его в обитель и приказал угостить.
Кроткий и смиренный Феодосий был в то же время очень строг, тверд и непоколебим, где надо было обличить неправду. Вот, князь Святослав решил стать Великим князем на Руси. Он пришёл в Киев и прогнал своего брата, князя Изяслава. Феодосий строго обличал его за это, не раз в присутствии бояр и княжих людей укорял князя за его несправедливость к брату и насилие и просил бояр передать свои слова князю. Мало того, он сам написал ему большое послание, где сравнивал поступок его с преступлением Каина. Князь, прочитав это обличение, пришел в ярость… Братия, опасаясь за подвижника, умоляла его смириться и не раздражать князя. Многие бояре, приходившие в обитель, упрашивали игумена о том же и говорили, что Святослав грозит послать его в заточение.
– Радуюсь я этому, – сказал Феодосий, – для меня это самое лучшее в жизни. Чего мне бояться? Потери ли имущества или богатства? Лишусь ли детей или сел? Нагими мы пришли в этот мир, нагими же подобает нам и уйти из него.
Феодосий продолжал свои обличения. И принужден был великий князь смириться перед иноком, сиявшим своим благочестием. Сила смирилась перед правдою. Князь старался даже сблизиться с обличителем своим, часто приезжал в обитель к нему, искал его беседы, кротко выслушивал укоры его, с радостью принимал наставления. К нему обращались часто миряне с просьбою заступиться за них, попросить за них у князей и бояр. Князья и бояре чтили Феодосия как праведника и охотно исполняли его просьбы.
Князья не только приходили сами к Феодосию, но нередко приглашали его к себе. Раз пришел он к Святославу во время пира. Гремела музыка, раздавались песни, плясали скоморохи… Подвижник сел поодаль, печально опустив голову, и наконец, обратившись к князю, проговорил:
– Будет ли так на том свете?!
Князь понял, как оскорбляет мирское веселье смиренного инока, проводящего дни и ночи в покаянии, слезах и молитве, и велел тотчас же прекратить веселье. С тех пор как только докладывали князю о приходе игумена, музыка и веселье прекращались. Князь так уважал Феодосия, что говорил ему:
– Если бы отец мой встал из мертвых, я так не был бы обрадован этим, как твоим приходом!
Монастырь все более и более расширялся; благодаря вкладам и пожертвованиям он год от года богател; число братии росло. Задумал Феодосий воздвигнуть большую каменную церковь в честь Успения Богородицы. Закладка церкви происходила в 1073 г. Феодосий с братией ежедневно работал при постройке и помогал мастерам. Но не пришлось ему дожить до окончания ее: он сильно занемог и скоро почувствовал приближение кончины.
Он скончался 3 мая 1074 г. на 65 году от роду.
Домашнее Задание
Вар. 1
1. Как называется первая часть Божественной Литургии?
2. Как переводится слово просфора?
3. Для чего нужен «помянник»?
4. Что делается для того, чтобы просфоры достались всем желающим?
5. Сколько больших частиц вынимается из заздравной просфоры?
 
Вар. 2
1. Сколько служебных просфор используется в Русской Православной Церкви для совершения Божественной Литургии?
2. Как переводится слово проскомидия?
3. Как называются краткие богослужения, которые совершаются во время проскомидии?
4. Когда возьмешь просфору, посмотри внимательно, сколько частиц из нее вынуто. Что означают эти частицы?
5. Сколько больших частиц вынимается из заупокойной просфоры?