8 урок

Печать
Упрямые люди
  Господь сказал Моисею:
Иди в землю, которую Я клялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, сказав: «Я дам ее твоему потомству». Я пошлю перед тобой Ангела и прогоню хананеев, аморреев, хеттов, ферезеев, хиввеев и иевусеев. Идите в землю, где течет молоко и мед. Но Я не пойду с вами, чтобы не погубить вас в дороге, потому что вы – упрямый народ.
Услышав эти грозные слова, народ зарыдал и никто не надевал украшений. Ведь Господь сказал Моисею:
– Скажи израильтянам: «Вы – упрямый народ. Даже если бы Я прошел с вами хоть немного, Я погубил бы вас. Снимите же украшения, а Я решу, что делать с вами».
И у горы Синай израильтяне сняли свои украшения.
Кто пойдет вместе с народом?
Святой Моисей любил свой народ и готов был умереть, лишь бы Господь не отступал от народа Божия. Когда люди согрешали, он падал на колени и умолял: «Согрешили они, Господи, но Ты милостивый, прости их!» И теперь Пророк молился, чтобы Господь Бог не оставлял их, а Сам пошел бы впереди, защитил от врагов.
Господь ответил:
– Я Сам пойду с тобой и дам тебе покой.
Тогда Моисей сказал:
– Если Ты не пойдешь с нами, то и не выводи нас отсюда. Если Ты пойдешь с нами, то все народы будут знать: «Бог Израиля любит свой народ и защищает его».
Господь сказал Моисею:
– Я сделаю то, о чем ты просишь, потому что Я люблю тебя.
Много раз Св. Моисей слышал голос Божий, но никогда Бога не видел. Теперь он пожелал увидеть Бога. Но ведь мы знаем, что Бог невидимый, как же Пророк может Его увидеть? Божество невидимо, но Бог может показать свой чудесный свет. Ведь нет никого святее и светлее Бога. И стал просить Моисей:
– Прошу, покажи мне Свою славу.
Господь сказал:
– Я покажу все Свое великолепие и возвещу Свое имя Господа. Но лица Моего ты не увидишь, потому что никто не может увидеть Меня и остаться в живых.
Встань здесь в расселине! Когда Я буду проходить рядом с тобой, то прикрою тебя рукой. А когда Я уберу руку, ты увидишь Меня сзади, но Моего лица не будет видно.
И вот, с неба на вершину горы спустилось облако, а в облаке Господь. Он стал рядом с Пророком и возвестил имя Господа. И прошел перед Моисеем, провозглашая: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».
Моисей тотчас пал на колени, опустил голову до земли, и воскликнул:
– О Владыка, если я нашел у Тебя милость, молю, пойди с нами. Хоть этот народ и упрям, прости нам проступки и грехи и возьми нас Себе в удел.
Так Святой Моисей увидел Бога и за это Пророка стали звать Моисей Боговидец.
Новые каменные скрижали
   Прежние скрижали с Божиими заповедями Моисей разбил от огорчения: не мог он вынести, что Божии люди устроили безбожный праздник. А ведь Господь очень хотел, чтобы израильтяне исправились и стали святыми. Для этого нужно было дать людям закон жизни: они бы стали соблюдать заповеди и исправились. Для этого повелел Бог Моисею высечь из камня две новых каменных скрижали. Моисей сделал их и вновь взошел на гору.
И сказал Господь Моисею:
– Я заключаю Завет с этим народом: Я совершу для них чудеса, каких не бывало прежде ни в каком народе на всей земле. Вы выполняйте Мои повеления, а Я прогоню от вас врагов: аморреев, хананеев, хеттов, ферезеев, хиввеев и иевусеев. Но берегитесь, не водите дружбы с жителями той земли, куда вы идете. Разрушьте их жертвенники, разбейте священные камни и срубите столбы. Не поклоняйтесь чужому богу.
Моисей пробыл с Господом сорок дней и сорок ночей; он ничего не ел и не пил. И написал на скрижалях слова Завета – десять заповедей.
Сияющее лицо Моисея
    Когда Господь показал Пророку свою славу, Лицо Мосеево стало сиять, как ясная звезда. Но сам Моисей этого еще не знал. Он спустился с горы, бережно неся священные скрижали, на которых были начертаны заповеди Божии. Аарон и израильтяне увидели, что лицо Моисея сияет, и боялись подойти к нему. Но Моисей позвал их, и тогда Аарон и вожди народа подошли к нему, и он говорил с ними. Потом подошли и другие люди, и он передал им Заповеди, которые Господь дал ему на горе Синай.
Когда Моисей закончил говорить, то опустил на лицо покрывало, чтобы люди не боялись. Когда шёл беседовать с Господом, то снимал покрывало. Когда он выходил и передавал израильтянам, что ему было велено, они видели, что его лицо сияет.
Первый на свете Божий храм
С древнейших времён праведники совершали жертвоприношения и молитвы Богу под открытым небом: ставили жертвенник и приносили жертвы по правилам, которые слышали от своих отцов и дедов. Теперь пришло время построить храм Божий. Но как же построить храм кочевникам-израильтянам, ведь они сегодня здесь, а завтра должны собираться в дорогу? Оказывается не беда, что нет у них пока своих городов и селений. Господь благословил Моисея сделать храм переносным.
В один из тех дней Пророк беседовал с Богом, а потом пришел к народу и объявил: «Бог повелел сделать храм, и все могут в этом деле участвовать». Тут  же нашлось множество благочестивых мужчин и женщин, которые решили помочь в деле устройства храма. Одни люди делали приношение Господу на изготовление скинии, священные одеяния и предметы. Другие приносили ради Господа разные золотые изделия: брошки, серьги, перстни и подвески. Кто-то приносил козью шерсть, баранью кожу. Кто был побогаче, жертвовал серебро или бронзу. У кого была древесина акации, приносил ее. Женщины-умелицы сами пряли и приносили нити: голубую, пурпурную или алую пряжу или тонкий лен. Главы родов приносили оникс и другие самоцветы, чтобы украсить ими одеяние первосвященника. Еще они приносили ароматы и оливковое масло для светильника, для помазания и для возжигания.
Для такого важного дела Господь Сам выбрал мастеров: Веселеила и Оголиава. Веселеила Он исполнил Своим Духом, мудростью, разумом, знанием и  мастерством. Он мог воплощать свои замыслы в золоте, серебре и бронзе,  гранить и оправлять камни, резать по дереву и заниматься любым ремеслом. А Оголиав умел учить других. Они были искусными ремесленниками и художниками.
И скоро мастера принялись за дело. Веселеил отливал основания для столбов. Выковывал маленькие крючки, на которых должны были держаться покрывала скинии. Оголиав ткал из разноцветной пряжи занавесы и делал разные украшения. А народ всё нес и нес свои дары для постройки храма. И мастера увидели, что металла и тканей и разных драгоценностей собралось больше, чем нужно и попросили Моисея, чтобы он уговорил жертвователей не приносить более.
Долго ли коротко ли, работали мастера, мы не знаем. Но наконец храм был готов и собран на своем месте. Вот как он был устроен.
Самая важная часть храма находилась в большом шатре — скинии и называлась святое святых. Сюда не могли входить даже священники, а только первосвященник — самый главный священник, но только один раз в год.
Вторая часть — святое, тоже находилась внутри скинии, и отделялась от святого святых завесой.
Сама скиния находилась во дворе, обнесённом со всех сторон оградой.
 
Скиния была длиной 31 локоть и шириной 10 локтей. На восточной стороне скинии располагался вход, дверью служил разноцветный шерстяной полог.
Что было внутри шатра? Внутри шатёр делился на две неравные части разноцветной завесой. Дальнее помещение - святое святых было размером 10 на 10 локтей. Здесь стоял ковчег Завета - самый святой предмет скинии, а в нём — скрижали Завета. Рядом с ковчегом хранился свиток Священного Писания, написанный самим Моисеем. Там же хранились сосуд с манной и жезл Аарона.
Второе помещение скинии размером 21 на 10 локтей, называлась «святое» — это было главное место для священнослужения. В Святилище располагались:
золотой светильник с семью свечами, стол из дерева акации, на котором всегда лежало 12 свежих хлебов, и кадильный жертвенник для благовонных курений. Жертвенник этот сделан был из акации, обложен золотом, и был предшественником известного нам кадила, которые ты можешь увидеть в храме в руках диакона или священника.
Двор. Вокруг Скинии сооружался прямоугольный двор довольно больших размеров: длиной 120 локтей и шириной 60 локтей. Ограда вокруг двора составлена была из 60 столбов, на которых были натянуты расшитые занавесы из дорогой материи.
Все принадлежности двора были выполнены из меди. Во дворе, напротив входа, размещался большой жертвенник всесожжения, из окованного медью дерева (поэтому он и назывался также «медный жертвенник»). На нём приносились жертвы, и на нём постоянно должен был гореть огонь.
В самом центре двора стоял медный умывальник для священников. Ведь для того, чтобы служить Богу нужно быть чистым и душою и телом. А в пустыне вода — большая редкость, да и умывальники были диковиной. Храмовый умывальник помогал священникам — жителям пустыни, очиститься и только после этого они могли начать Божественную службу.
Моисей в скинии собрания
Каждый раз подниматься на гору было тяжело, а беседовать с Богом Пророку Моисею нужно. Когда был создан новый храм, Пророк уходил в скинию, чтобы говорить с Богом. Скиния собрания была за лагерем, чтобы никто не мешал. Когда Моисей входил в нее, облачный столп опускался и стоял у входа, пока Господь говорил с Моисеем. Когда народ видел у входа в скинию облачный столп, все вставали и кланялись у входа в свои шатры. Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим другом. Потом Моисей возвращался в лагерь.
Если кто-нибудь хотел узнать у Господа ответ на важный вопрос, то выходил из лагеря и шел к скинии собрания. 
 
СЛОВАРЬ:
скиния — шатер.
скиния собрания — шатер храма, внутри которого святое и святое святых
удел — это территория, которой правит господин. Например, удел московского князя — это город Москва и его окрестности. Израильтяне — удел Божий, ими правит Господь Бог.
завет — договор
пурпурный цвет — красно-фиолетовый
алый цвет - ярко-красный, красно-оранжевый
пряжа - нити
оникс - полудрагоценный камень
самоцветы - драгоценные, полудрагоценные камни, минералы и горные породы которые используют в украшениях
локоть — приблизительно пол-метра
полог — занавес
ковчег Завета — священный ларец, сделанный из дерева акации и обитый снаружи золотом. Верхняя его крышка была украшена изображениями двух Ангелов, покрывавших ковчег.
свиток - свернутая трубкой рукопись на пергаменте (материал из кожи животных)
 
ВОПРОСЫ
                                                                     
                                                                           вариант  I                          
 
1. С кем говорил Моисей в скинии собрания?
2. Что написал Моисей на скрижалях завета?
3. Что произошло с лицом Моисея когда он спустился с горы со скрижалями завета?
4. Какой храм Господь повелел построить Моисею?
5. Как называлась самая важная часть храма? Где она располагалась?
6. Что находилось в Святилище?
 
 
 
                                                                           вариант II
 
1. Зачем Моисей входил в скинию собрания?
2. Почему Господь решил восстановить завет со своим народом?
3. Зачем Моисей закрывал свое лицо покрывалом?
4. Кто и как часто имел право входить в святое святых?
5. Какие два помещения находились внутри скинии?
6. Рассмотри рис. 2. и сделай на нём подписи:
семисвечник
стол с хлебами предложения
ковчег завета
 
 
                                                 вариант III
 
1. Почему Господь не хотел идти с евреями в Обетованную землю?
2. Что происходило когда Моисей заходил в скинию собрания?
3. Какие предметы хранились в святое святых?
4. Рассмотри внимательно рис. 1.
5. Сделай под рисунком надпись-название рисунка.
6. Сделай подписи:
двор
святое
святое святых
жертвенник всесожжения
медный умывальник