Детский пост

Давайте поговорим о том, как детям проводить многодневные посты.

 DSC 2843 1
Прежде всего следует сказать, что пост даже маленьких детей — дело их доброй воли. Это – личный подвиг маленького человека, который он может совершить ради Бога. Единственно правильное отношение к посту (как и для других духовных подвигов) — желание ответить Христу на Его безграничную любовь к нам. Он радуется когда по любви к Нему маленький человек ограничивает себя: не ест сладости, не смотрит мультфильмы, не озорничает.

Важно подготовить каждого конкретного ребёнка, с учетом его индивидуальных особенностей, к такому подвигу. Общая подготовка состоит в мерной благочестивой жизни старших членов семьи, без перегибов и надрывов. А частная – в беседах о посте, о том, как хорошо бы было подготовиться нам к встрече Светлой Пасхи.

Мысли этой беседы могут быть следующими. Спаситель каждый день даёт нам Свои подарки, Он подарил нам весь мир: ясное солнышко и пушистые облака на небесах, высокие деревья и зелёную травку на земле, весёлых зверят, живущих среди травы и деревьев или даже в нашем доме. Он дал маму и папу, дедушку и бабушку, дарит столько весёлых праздников. А что же подарим Ему мы? Давай подарим ему пост (если все старшие в семье постятся, то долго объяснять что такое пост не придётся)!

Детский пост имеет имеет двоякую цель: практическую и педагогическую. Практическая польза поста состоит в искоренении страстей, которые, как ни странно, стараются свить себе гнездо уже в маленьком человеке. Педагогическая цель — приучить ребёнка к воздержанию своих чувств, ограничению себя ради Бога. Педагогическая цель для ребенка даже важнее практической. В семье жизнь родителей воспринимается ребенком как образец для устройства собственной жизни. Если родители сами разумно постятся и приучают к посту каждого своего ребёнка в соответствии с его силами и условиями жизни, то тем самым учат предпочитать любовь к Богу любви к развлечениям, к удовольствиям плоти. А если своею жизнью или словами дают понять, что детям пост для спасения не важен, то растят их изнеженными и «более сластолюбивыми, чем боголюбивыми» (II Тим. III, 4). А такое состояние сластолюбивости и есть признак последних времен.

Итак, важнейшая цель детского поста — воспитание в ребёнке любви к Богу.

Побуждение или принуждение

Ревностное отношение к посту в детском возрасте встретишь не часто. Если желание поститься проявилось в ребёнке с малых лет, то дело родителей — не создавать к этому помех. Только надо убедиться, что он избегает скоромной пищи именно по любви ко Христу, а не по каким-нибудь другим соображениям.

Гораздо чаще противоположная крайность — полное нежелание ребёнка ограничивать себя в чем-либо, будь то пища или развлечения. Принуждать такого к посту было бы крайне опасно, он от всей души может возненавидеть пост, а вместе с ним и саму веру и родителей, насаждающих благочестие огнём и мечем. Только в том случае, если авторитетные для ребёнка люди будут поститься, станет поститься и он. Если церковная бабушка или мама для него авторитет, то они смогут стать побуждающей (но не принуждающей) силою к посту. Если для чада авторитет – неверующий папа, или авторитет находится среди циничных друзей, то здесь вопрос о посте вообще не стоит. Прежде верующему родителю необходимо найти общий язык со своим ребёнком. Такому ребёнку нужно сперва привить православную веру с пониманием надобности подвига для общения с Живым Богом.

Ещё одна и самая распространённая категория православных детей - не обладающие особой ревностью к посту, но в то же время и не возражающие против него. Они станут поститься вместе со старшими, но старшие должны хорошо рассчитывать силы этих детей и не переневоливать их. Благодаря постническому воздержанию они могут приобрести горячую живую веру вместо слабой формальной.

С какого возраста поститься?

DSC 6319 2В семьях с уже сложившимся многолетним благочестивым укладом, детей начинают приобщать к посту с 3-4-х лет. Постепенно приучая отказываться от сладостей, мясной пищи, а затем и молочной. В субботние, воскресные дни и большие церковные праздники детям, как и взрослым, делаются послабления. Среда и пятница, напротив, более строгие дни.

Постом прежде всего мы хотим стать ближе к Богу. Каким способом? Ослабить и даже искоренить наши привязанности к удовольствиям, развлечениям, пресыщению пищей.

Приучая к посту, следует соблюдать постепенность: начинать с маленьких ограничений, и закрепиться на первой ступени. И только после того, как временем проверена устойчивость первой ступени, можно переходить ко второй ступени – предлагать ребёнку ради Бога ограничить себя ещё в чём-то.

Предметы воздержания

Предметы воздержания по степени их отрицательного влияния на ребёнка можно расположить так:

– электронные игры

– мультфильмы

– сладости и лакомства

– по роду пищи: мясная, молочная, рыбная.

Компьютерные игры. Сами по себе эти игры мешают духовному возрастанию. Ведут человека не по пути всестороннего совершенствования, а по пути расслабления воли и чувств, ослабляют внимание, притупляют реакцию на события реальной жизни. Превращают человека Божия в биоробота. Как сказал один разработчик интеллектуальных программ: «Биоробот это не робот с человеческими свойствами, а человек, со свойствами робота». И как страшно для христианина перестать быть Божиим человеком, исказить образ Божий в себе.

С небольшим отставанием идут мультфильмы (заморские и современные отечественные), они неизменно выводят нервную систему из равновесия, дают примеры неадекватного, агрессивного, неприличного поведения.

Затем, важно научить чад воздерживаться от пищевых удовольствий.

И только после того, как достигнуты и закреплены результаты в предыдущем пункте, можно приступить к духовным упражнениям с пищей мясной. Через некоторое время с молочной. И далеко не все дети смогут дойти до последнего пункта меню: обойтись без рыбной пищи. Кто-то по недостатку веры, кто-то из за повышенной нагрузки в школе.

Если ваш ребёнок равнодушен к электронным играм, и к мультфильмам, то соответственно, начальной ступенью для него будут какие-нибудь сласти или лакомства, вожделенные для него.

Пост и школа

Учеба это труд, требующий приложения всех сил ребёнка: и физических и душевных. В этом смысле., дошкольнику, не посещающему детский сад, поститься проще, чем тому же ребёнку, но уже в школе (при этом надо понимать, что у младших детей воля слабее, чем у старших). В то же время это и воспитание и испытание его нравственных сил, устойчивости во всех проявлениях благочестивой веры: словах, делах, мыслях. В школе и правильное поведение в целом, и отдельные проявления нравственности (пост, нормальная речь, нелюбовь к сраму и проч.) будут подвергаться насмешкам и издевательствам. Будет ли ребенок твёрдым в вере или примет правила игры развращённого общества, зависит и от него и от правильного поведения родителей. Быть добрым примером своим детям, сохранить личный контакт с каждым своим ребёнком, постоянно «держать руку на пульсе» каждого своего чада (особенно в переходном возрасте), своевременно исправить и дать нужный совет — вот важные составляющие родительского попечения о ребенке. И пусть родители очень правильные, но если они теряют взаимное понимание со своими чадами - они могут много повредить им, не откликаясь вовремя на их душевные переживания и события минувшего дня.

Для школьника в Великий пост можно предложить такую щадящую схему. По будним дням дома питаться, включая рыбу, в школе — исключить мясные блюда и сладости. По субботам и воскресеньям - послабления в посте.

Может быть детям пост все таки не нужен?

Глубоко ошибаются родители, которые заявляют, что ребёнку пост вовсе не нужен потому что:

– пост только для грешников, а какие грехи могут быть у моего малыша?

– он не подвижник, подрастёт будет поститься, но спастись можно и без этого;

– пост подрывает здоровье, а оно важнее поста.

DSC 1335 1Кратко прокомментируем эти утверждения. Ребёнку до наступления определённого возраста, в котором он может не только замечать свои плохие поступки, но и искренне жалеть о них и раскаиваться, плохой поступок во грех не вменяется. Обычно к 7 годам дети становятся достаточно серьёзными для Исповеди, хотя некоторые дети начинают сознательно исповедоваться в 5 лет, иные дорастают до Исповеди только к 11 годам. Выходит, что малыш за плохой поступок не осуждается, но из таковых, а также расслабленной духовной жизни в несознательном возрасте, готовится фундамент для будущего греха.

Родительский опыт показывает, что опасно, пользуясь, например, японской воспитательной практикой, до семи лет пускать воспитание ребёнка на самотек. Здравомыслящий родитель приучает малыша к слову «нельзя», применяет соответствующие возрасту и случаю наказания. Мы не случайно упомянули расслабленность, как одно из оснований греха. Не приучить чадо обуздывать себя в поступках, словах и делах — значит оказать ему дурную услугу. Пост приучает ребёнка ограничивать себя в буйстве дел, в пищевых и игровых удовольствиях.

Влияние уклада семейной жизни на пост

Если в семье патриархальный уклад, и нет сомневающихся в вере, а благочестивые упражнения – многолетнее и привычное дело для всех членов семьи, то казалось бы никаких сложностей с детским постом быть не может. Но сложности все таки возникают.

В юном постнике, если он сделает пост самоцелью, может развиться ханжество. Смотря на своих сверстников, неспособных правильно поститься, он начинает превозноситься над ними и его собственный пост становится пустым и безблагодатным. А со временем велика опасность, что и сам он оставит пост и предастся расслабленной жизни.

Пост «из-под палки»

Наличие в семье атеистов, иноверных и инославных, которые высмеивают перед детьми православную жизнь и пост в частности, соблазнительно не только для малышей, но и для некоторых взрослых. Тогда во время постов на плите жарятся и варятся мясные яства, разливая по всему дому свой головокружительный аромат. В такой мясной атмосфере церковному родителю придётся проявить много терпения и тактичности, чтобы показать чаду, сколь важен и полезен пост, как пагубно влияет на душу неумеренное и несвоевременное употребление скоромной пищи. Всё, что дал Господь в пищу людям - хорошо и при правильном употреблении - полезно. Ключевые слова: «правильное употребление». Да разве можно неправильно есть еду? Оказывается можно. Дело в том, что у человека есть не только тело, но и душа. Душа очень похожа на святого Ангела. А откормленное тело, вкушающее все вкусное и сытное, быстро становится похожим на поросёнка. В нем нет ничего небесного и святого, оно не желает подняться на молитву, помочь ближнему, сходить к Богу в храм. И стоит изнеженное тело вовремя не покормить, оно начинает сердиться и ругаться. Вы знаете, как страшен голодный поросёнок? Он начинает не хрюкать и визжать, а реветь на на всю деревню. И как только добьётся своего, с лапами влезет в корыто, где его ожидает обед.

Правильно употребляет пищу тот, кто помнит о своей душе-христианке. Когда тело не объедается, постится, тогда душа слышит Бога. И Бог с радостью беседует с такою душою, открывает ей Свои тайны, даёт ей радость. А ведь радость, которую даст Бог, приятнее и лучше радости от тортика или куска мяса, съеденного в пост.

© 2017-2020 orthosholio.ru