К столетию великого предательства (продолжение)

Печать

Блажен, кто Родину не предал, кто на Царя не восставал… 11
Помяни, Господи, благочестивейших и благовернейших наших царей, ихже оправдал еси царствовати на земли… Осени над главою их в день брани, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, удержави их царство, покори им вся варварския языки…даруй им глубокий и неотъемлемый мир…12

В том же заранее написанном письме №644 Императрица Александра Феодоровна пишет: «Со станции я поеду прямо к Знамению – именно потому, что бывала с тобой там раньше, это успокоит и укрепит меня, и я помолюсь за тебя, мой ангел» 13. Но из записей в дневниках Царя и Царицы на этот день следует, что Государь угадал сердечное желание супруги и, выехав из дворца, они посетили Знаменскую церковь, где вместе приложились к чудотворной иконе Божией Матери «Знамение».

Znamenie
После молитв перед этой иконой Пресвятая Богородица - «источник чудес», как сказано в тропаре этой иконы, являла много чудес: исцеление от болезней, разрешение от неплодия, спасение на суше и в морских волнах, избавление от житейских скорбей. Дважды - в 1831 и 1848 гг. жители Царского Села избежали эпидемии свирепствовавшей повсюду холеры и дважды, после того как икону выносили из церкви и обращались к ней с молитвой, стихал пожар в Царскосельском дворце. На полях иконы в 1859 г. были изображены предстоящие Святитель Николай и Мученица царица Александра – покровители Императора Николая I и его супруги, но эти же Святые были покровителями последнего русского Царя и Царицы. Их воссоединение через полмесяца, в течение которых рухнула Российская Империя, Царь был арестован и насильно задерживался в Ставке, все царские дети тяжело заболели, охрана оставила Александровский дворец, солдаты с колокольни готовы были открыть огонь по дворцу и бродили с винтовками по его залам, требуя показать им Цесаревича – было чудом. На что способна озверевшая народная толпа в России хорошо узнали после антинемецких погромов в Москве 26-29 мая (8-11 июня) 1915 г., когда было разрушено и разграблено 475 торговых заведений и 207 квартир и домов, убито 5 человек (из них 4 женщины!) и на Красной площади народ кричал, что Императрицу Александру Феодоровну надо постричь в монахини. В самом Петрограде в первый день революции 1917 г. был сожжен особняк министра Императорского Двора и уделов, графа В.Б.Фредерикса, а его больную супругу, закутанную в два одеяла, слуга на руках переносил из дома в дом, т.к. все боялись принять ее из-за народных репрессий.
Императрица Александра Феодоровна в своих письмах и дневниках очень часто пишет, что была у иконы «Знамение», и в этот раз она потом несколько дней ходила одна или с дочерью Марией к чудотворной иконе и ставила перед ней свечи за Государя и за всю семью. Император, находясь в Ставке, ездил 25 февраля (10 марта) в монастырь к чудотворной Могилево-Братской иконе: «Я был вчера у образа Пречистой Девы и усердно молился за тебя, моя любовь, за милых детей и за нашу страну, а также за Аню»(14) (А. А.Вырубова, пожертвовавшая в 1916 г. на икону брошь, в эти дни тяжело заболела, как и царские дети). На следующий день, в воскресенье 26 февраля (день рождения любимого отца) Император во время литургии в штабной церкви «почувствовал мучительную боль в середине груди, продолжавшуюся четверть часа. Я едва выстоял, и лоб мой покрылся каплями пота. Я не понимаю, что это было, потому что сердцебиения у меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда я встал на колени перед образом Пречистой Девы» (15). Это была чудотворная икона Владимирская, чей дивный лик умягчал жестоковыйные и упрямые сердца наших предков. По молитвам перед этим образом Божия Матерь не раз спасала наше отечество от нашествия иноплеменников (16). Икона как великая святыня находилась в Успенском соборе Кремля и поэтому она была главной свидетельницей начала Царствования Романовых: перед ней в Успенском соборе произошло избрание на Царство 21 февраля 1613 г. Михаила Романова и там же «у Пречистые Богородицы чудотворного Ея образа» 14 апреля 1613 г. митрополиты, архиепископы и епископы благословили бояр, царский синклит, дворян, приказных и служилых людей дать клятву верно служить Царю Михаилу, всея России Самодержцу. События эти были изложены в «Утвержденной грамоте», которая написана, скреплена печатями и подписана в мае 1613 г.(17). Перед Владимирской иконой в Успенском соборе венчались наши Цари и принимали в руки скипетр и державу. По Промыслу Божию в последние дни Царствования Романовых чудотворная Владимирская икона, которую русский народ в 1613 г. выбрал свидетелем своей клятвы на верность, была рядом с Царем и служила немым укором предателям в Ставке.
Когда хотят нас убедить, что Государь Николай II в 1917 г. болел и плохо себя чувствовал, то ссылаются на вышеприведенную цитату. Но все последующие события доказывают, что среди окружавших его людей, никто не мог сравниться с ним по выносливости, способности неутомимо работать и переносить большие нагрузки. Сам Император не мог понять, что означала мучительная боль в середине груди и собирался, если она повторится, спросить врача Федорова. Но скорее это было предзнаменование той страшной сердечной боли, которую уже через 3 дня он испытает, узнав о заговоре и предательстве своих генералов, министров, родственников и слуг, когда по слову Евангелия ему «душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления» (Лк. 2,35) (18). На следующий день 27 февраля (12 марта) в Петрограде началось вооруженное восстание.
Февральская революция 1917 г. проходила в дни Великого Поста. Интересно, что в 2017 году мы отмечаем праздники Постной и Цветной Триоди только на один день позже, чем в 1917 г. их отмечали Царственные мученики. Из их дневников следует, что на первой неделе Поста Царская Семья посещала каждый день богослужения в Феодоровском Государевом соборе утром и вечером (дважды в день). Причащались они в субботу. Воскресный день-Торжество Православия совпал с памятным для русского народа днем освобождения крестьян от крепостной зависимости Императором Александром II в 1861 г. Святейший Синод постановил в 1903 г. ежегодно отмечать 19 февраля (3 марта) (19) торжественными богослужениями во всех храмах. Вслед за этим праздником начинаются особенно памятные для Царского Дома Романовых дни: 21 февраля (6 марта) 1613 г. в неделю Торжества Православия на Земском Соборе в Москве Михаил Феодорович Романов был избран на Царство; 14 марта (27 марта) он согласился взять на себя это бремя (20). Эти исторические даты знал весь народ, т.к. совсем недавно - в 1913 г. Российская Империя праздновала 300-летие царствования Дома Романовых, и начались торжества 21 февраля, когда за богослужениями в храмах читалась особая специально составленная Синодом благодарственная молитва. В молитве, написанной витиевато, после благодарения за все ниспосланные прежде от Бога благодеяния просили: «…Господи…и в далечайшая лета сыны и сыны сынов их (царей – Прим. Е.М.) на престоле царства Российского самодержавны утверди, и даже до втораго и страшнаго Твоего пришествия друг другу приимательны и благоденствующа сохрани». Прошло только четыре года и оказалось, что все забыто: славная история отечества, обязанность защищать свою родину, бесчисленные благодарственные молитвы Богу, искренние молитвы за Царский Дом. Как правильно написала Императрица, против Царя действовали «два течения – Дума и революционеры – две змеи, которые, как я надеюсь, отгрызут друг другу головы – это спасло бы положение» (21). Революционеры организовывали (при финансовой поддержке из Германии и Америки) антивоенные митинги, которые переросли в массовые стачки, забастовки, демонстрации и вооруженные столкновения с полицией, а Дума, генералы и даже члены Семьи – Великие князья (все были членами масонских лож) воспользовались дестабилизацией в Петрограде, чтобы свергнуть Царя (22). Царский поезд не пропустили назад в Царское Село, а завернули на Псков, где поезд был окружен охраной – «арестован» и к нему никого не пускали. В дни Великого Поста, тяжелой длительной войны, когда требовались сплоченность и верность, в дни, напоминавшие о том, что русский народ сам просил Михаила Романова стать Царем и дал клятву, Государю Императору Николаю II сначала было предложено дать ответственное министерство, а потом и вовсе отказаться от Престола в пользу сына.
Предложения отказаться от Престола, чтобы «спасти Россию», были сделаны 1/14 марта, в особенный для Государя день, в этот день в 1881 г. был убит его дед, Царь-Освободитель – Император Александр II. На Престол вступил его отец – Император Александр III, а сам Николай Александрович был объявлен Наследником Престола. В такой день Государь Николай II, конечно, вспомнил то завещание, которое оставил ему отец в 1894 г.: «…Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекшего кровью Отца… Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за все это он получил от русских революционеров бомбу и смерть… Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц». Нарушить завет означало предать отца и отступить от присяги, которую Николай II, как и другие подданные, приносил в свое время Императору (отцу), когда был еще Цесаревичем. Только смиреннейший человек в такой день мог простить злодеяния (террористами был убит и дядя – Великий князь Сергий Александрович), забыть все прошлое величие предков, не думать о себе и, желая избежать кровопролития и дать армии возможность победоносно окончить войну, отказаться от Царствования. В отличие от подданных Император все время помнил, что Россия ведет войну.
Воспоминания преданных Императору людей передают трагизм события, которое очернило нашу историю. Известно из рассказа камердинера, что Государь в ночь с 1/14 на 2/15 марта долго молился: «Его Величество всегда подолгу молятся у своей кровати, подолгу стоят на коленях, целуют все образки, что висят у них над головой, а тут и совсем продолжительно молились. Портрет наследника взяли, целовали его и, надо полагать, много слез в эту ночь пролили»(23). Граф Фредерикс говорил: « Государь страшно страдает, но ведь это такой человек, который никогда не покажет на людях свое горе. Государю глубоко грустно, что его считают помехой счастья России, что его нашли нужным просить оставить трон . (…) Вы знаете, что Государь сказал, что «для России я не только трон, но жизнь, все готов отдать». И это он делает теперь. А его волнует мысль о семье, которая осталась в Царском одна, дети больны»(24). Лейб-хирург С.П.Федоров, лечивший Наследника, рассказывал, что 2 марта Император в беседе с ним сказал: «Я буду благодарить Бога, если Россия без меня будет счастлива. Я останусь около своего сына и вместе с Императрицей займусь его воспитанием, устраняясь от всякой политической жизни, но мне очень тяжело оставлять родину, Россию»(25).
Государь не нарушил завещания своего отца: «Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбы твоих подданных пред Престолом Всевышнего», не дал ответственного министерства. Позднее (5/18 марта) на вопрос В.Н. Воейкова, почему он не согласился на некоторые уступки, «Государь ответил, что, во-первых, всякая ломка существующего строя во время такой напряженной борьбы с врагом привела бы только к внутренним катастрофам, а во-вторых, уступки, которые он делал за время своего царствования по настоянию так называемых общественных кругов, приносили только вред отечеству, каждый раз устраняя часть препятствий работе зловредных элементов, сознательно ведущих Россию к гибели. Им же лично руководило желание сохранить Престол в том виде, в каком он его унаследовал от своего покойного родителя, дабы в таком же виде передать его после смерти своему сыну» (26).
otrechenie2 марта (15 марта) только в 23.40, после того как его уверили, что иным способом завершить победоносно войну и избежать междоусобия невозможно, Император вручил делегатам Временного комитета Государственной Думы напечатанный на машинке текст об отречении от Престола за себя и за сына и о передаче его брату – Великому Князю Михаилу Александровичу. Текст Император подписал карандашом, число тоже проставлено карандашом, время подписания документа фальсифицировано – 15часов. Документ, подписанный карандашом, юридически ничтожен (недействителен). До сих пор предъявляют Императору претензии, что он отказался от Престола и поэтому в стране началось кровопролитие. Но гонения начались не потому, что он подписал, а потому что все вокруг так торопились свергнуть монарха, прийти к власти и показать законную преемственность Временного Правительства, что признали действительным документ, подписанный карандашом и противоречивший Основным законам Российской Империи. Современники сразу увидели всю противоречивость документа, который даже составлен не по форме – не как Манифест, а в виде депеши начальнику штаба в Ставку. Бумага скреплена подписью министра Императорского Двора графа Фредерикса чернилами поверх карандаша.
Император не стал сам составлять манифест, а почти полностью использовал текст отречения в пользу Цесаревича Алексея Николаевича, присланный днем 2 марта из Ставки, где он был подготовлен начальником дипломатической канцелярии и одобрен генералами. Как они ни старались, этот текст получился неубедительным и противоречивым: в дни тяжелой трехлетней войны Царь слагает с себя Верховную власть, чтобы «облегчить народу …тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы»! и делает он это «в согласии с Государственною Думою» (которой на тот момент нет, т.к. несколько дней тому назад Император Николай II ее распустил, но она создала свой Временный комитет). Таким образом не внешний враг, а Царь – Верховный главнокомандующий почему-то мешает своему народу победить в войне. В некоторых местах Государь внес небольшую, но для него значимую правку: он мотивирует свое решение «долгом совести». Здесь вставлено слово из завещания отца: «…слушай только самого себя и своей совести». А перед последней фразой появились слова, которые окружающие сразу не заметили, потому что оторопели от его решения передать Престол брату, а потом уже очень торопились в Петроград: «принеся в том нерушимую присягу». Эта вставка практически обесценивала законность манифеста, т.к. напоминала о старой присяге, которую в свое время все приносили Императору Николаю II и которую нельзя было нарушать. Заканчивается призывом повиноваться Царю, который в той обстановке звучал двусмысленно и обличительно: «Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России».
Таким образом в истории нашего отечества есть «Утвержденная грамота» Земского Собора об избрании Михаила Романова на Царство, которая имеет более 230 подписей и скреплена печатями духовенства, и телеграммный бланк с карандашной подписью, который является единственным документом, якобы свидетельствующим об отказе Царя от престола. Даже простой народ и крестьянство понимали, что отречение за Наследника Алексея - это прямое нарушение Основных законов. Многих волновало, как быть с присягой на верность Императору Николаю II, которую они давали: если она теперь ничего не стоит, то такой же будет новая присяга Временному правительству. Помимо клятвы 1613 г., которую наши предки дали на века, существовала воинская присяга на верность службы Царю и Отечеству и похожая по содержанию присяга для священнослужителей. 4/17 марта были вместе опубликованы «Манифест об отречении» Императора и Акт Великого князя Михаила Александровича об отказе от власти до созыва Учредительного собрания и в этот же день члены Синода с радостью вынесли из зала заседаний царское кресло, а 5/18 марта Синод постановил в Петроградской епархии не провозглашать «многая лета» Царствующему дому.
Удивительно, но 2 марта было значимым днем и в далеком 1613 г. В этот день из Москвы отправилось посольство во главе с архиепископом Феодоритом, чтобы от лица всего русского народа просить Михаила Романова стать Царем. С собой они взяли Кресты, чудотворную икону Божией Матери (нет точных сведений, какая это была икона) и икону Московских святителей. Круг замкнулся.
В эти тяжелые дни Императрица Александра Феодоровна находилась почти в заточении с больными детьми в Александровском дворце, не имела известий от мужа и не знала, куда писать письма: «Мое сердце разрывается от мысли, что ты в полном одиночестве переживаешь все эти муки и волнения, и мы ничего не знаем о тебе, а ты не знаешь ничего о нас. (…) Все отвратительно, и события развиваются с колоссальной быстротой. Но я твердо верю – и ничто не поколеблет этой веры – все будет хорошо» (27). По ее просьбе 2/15 марта во дворец (в спальню детей) принесли чудотворную икону «Знамение»: «У нас был чудный молебен и акафист перед иконою Божией Матери, которую принесли в их зеленую спальню, где они все лежали, - это очень ободрило. Поручила их и тебя Ее святому попечению. Потом ее пронесли через все комнаты…Все будет, все должно быть хорошо, я не колеблюсь в вере своей!...Я понимаю, что переживает теперь твое бедное сердце. Бог да смилуется и да ниспошлет тебе силу и мудрость! Он не оставит тебя! Он поможет, Он вознаградит за эти безумные страдания и за разлуку в такое время, когда так нужно быть вместе!» (28)
Император еще не успел подписать «манифест» 2/15 марта, а Бог уже вступился за него и помогал. Только оказана была Божия помощь не по человеческому разумению, что предчувствовала сама Императрица: «Мы не знаем путей Его, ни того, как Он поможет, но Он услышит все Derzhavnaya 2молитвы» (29). Ради Своего Помазанника 2/15 марта в селе Коломенском близ Москвы Господь явил новую, необычную по иконографии икону, где Пресвятая Богородица с символами царской власти – скипетром, державой и короной величественно восседает на троне! Десница Божия подготавливала это событие заранее: пожилой крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой (она проживала в слободе Перерве) незадолго до этого были два сновидения. Первый раз 13/26 февраля Евдокия во сне слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Потом 26 февраля (когда у Императора была мучительная боль в груди) Евдокия видела во сне белую церковь, в которой восседала величественная Женщина. Она решила найти церковь и 2/15 марта в селе Коломенском узнала ее, когда увидела храм Вознесения. О своих сновидениях Евдокия рассказала настоятелю отцу Николаю Лихачеву, который ей не сразу поверил, но «скромность благочестивой женщины, а также указание, что икона «большая», «черная», и находится среди рухляди и пыли где-то в церкви именно села Коломенского, - заставили его отправиться вместе с Евдокией Андриановой в церковь и показать ей все иконы, как висевшие на стенах, так и сложенные в разных укромных местах». По совету сторожа церкви и случайного прихожанина он «стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале». Там «среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона, на которой в первый момент ничего нельзя было разобрать» (30). Икону обмыли, Евдокия узнала в ней свое сновидение и пала ниц перед образом, прося со слезами отслужить благодарственный молебен с акафистом. «Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола 2-го марта 1917 г. быстро понеслась по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России. Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов…» (31)
Из-за долгого пребывания в сыром помещении низ иконной доски был сильно разрушен и его отпилили на 15-20 см, поэтому утратилось изображение стоп Пресвятой Богородицы. Профессор И.М.Андреев, видевший икону в начале лета 1917 г., вспоминает: « Необычайно для Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц… Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и … «красной», т.к. особенно ярко стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью»(32). Известно, что икону поновляли в иконописной мастерской Алексеевского монастыря, где реставраторы ее сфотографировали, чтобы зафиксировать разрушения. Икона датируется 18 веком. Предполагают, что она попала в Коломенское в числе других икон из Вознесенского монастыря в Кремле, когда перед нашествием Наполеона в 1812 г. монастырь из Кремля эвакуировали, а потом ее назад не вернули.
В новоявленном образе много таинственного, многочисленные детали иконы находят разное объяснение(33). Пресвятая Богородица изображена как Царица Земная, Она непоколебимо восседает на троне в красной царской мантии «яко имущая державу непобедимую» и от Ее распростертых рук веет мощь и сила. В руках - знаки царской власти: скипетр с равноконечным крестом и огромный шар-держава (держава изображена как глобус, т.к. с 18 в. державу перестали называть «царским яблоком» и называли глобусом) без опоясывающего обруча и без креста на вершине. На голове корона с зубцами по ободу как будто наглядно иллюстрирующая строку из Акафиста Богородице (икос 12): «Радуйся, честный венче царей благочестивых». Спаситель (в отроческих летах) левой рукой прикасается к верху державы в том месте, где должен быть крест, причем особая значимость этого жеста подчеркивается тем, что руку Он держит ладонью вверх. Обезглавленная держава всем напоминала об обезглавленном Российском государстве. После Императора Николая II никто не получил царский скипетр и державу, их взяла в Свои руки Пресвятая Богородица. Державная икона была укором, она пробуждала совесть, вызывала ностальгию по Царской власти. Народ только начал сбрасывать двуглавых орлов Российской Империи и разрушать самодержавие, а уже явилась чудотворная икона с Царскими регалиями и была названа Державной.

Как считали современники: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-Мученика Николая Второго и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери…мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника» (34). В споре народа с Царем Божия Матерь встала на сторону Царя. При виде Державной иконы сама собой звучит молитва: « Радуйся, царствия нерушимая стено» (Акафист, икос 12). День, который мог остаться самым горестным в истории отечества, стал днем явления чудотворной иконы и вошел в церковный календарь, как и другие памятные дни Царствования Романовых. Несмотря на то, что Синод 7/20 марта постановил упразднить «царские дни», главные праздники, связанные с Царским Домом были вписаны в церковный календарь под Покровом Божией Матери: 21 февраля праздник Козельщанской иконы (35), 2 марта – Державной иконы и 14 марта – Феодоровской иконы (36).
Император Николай II предполагал, что покончив с делами в Ставке, он успеет съездить в Киев, повидать Императрицу-мать. Теперь мы знаем, что это было неосуществимо, он был арестован 8 марта. Это сокровенное царское желание исполнилось по воле Божией, ведь это должна была быть последняя в их земной жизни встреча. По предложению своего зятя, Великого князя Александра Михайловича, 3/16 марта Мария Феодоровна спешно выехала к сыну в Могилев. Позднее в письме к Ольге Константиновне (вдове короля Греции) она пишет: «Благодарю Бога, что была у него в течение этих ужасных пяти дней в Могилеве, когда он был так одинок и покинут всеми. Это были самые страшные дни в моей жизни. Испытания, которые посылает нам Господь, мы должны нести с достоинством, без ропота. Но как нелегко терпеть, когда вокруг такая злоба и ярость. Не могу тебе передать, какие унижения и какое равнодушие пережил мой несчастный Ники.(…) Он был как настоящий мученик, склонившийся перед неотвратимым с огромным достоинством и невиданным спокойствием. Только однажды, когда мы были одни, он не выдержал, и я одна только знаю, как он страдал и какое отчаяние было в его душе! Он ведь принес жертву во имя спасения своей страны после того, как командующие (фронтами) генералы телеграфировали и просили его об этом. Все они были одного мнения. Это единственное, что он мог сделать, и он сделал это! Можно ли было представить, что все это произойдет здесь, в России, и что народ так быстро и с такой радостью изменит свое поведение» (37). Вдовствующая Императрица и не предполагала какие страшные сердечные переживания ждут впереди ее сына, Царскую семью и всех совестливых подданных Империи (38).
8/21 марта 1917 г. Государь, находясь в Ставке, подписал последний приказ №371 войскам: « В последний раз обращаюсь к Вам, горячо любимые мною войска. (…) Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы. Кто думает теперь о мире, кто желает его – тот изменник Отечества, его предатель.(…) Исполняйте же Ваш долг, защищайте доблестную нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному правительству, слушайтесь Ваших начальников, помните, что всякое ослабление порядка службы только на руку врагу. Твердо верю, что не угасла в Ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине» (39). Приказ, конечно, не опубликовали, а любовь к Родине угасла до такой степени, что через год (3 марта 1918 г.) был подписан большевиками Брест-Литовский мирный договор, по которому от России в пользу противников отторгалась территория в 780 тыс. кв. км с населением 56 млн. человек (треть населения Российской Империи), армия и флот были демобилизованы. Договор ратифицирован ровно в первый «юбилей отречения» - 14-16 марта 1918 г. Это было наказание Божие тем, кто устраивал антинемецкие погромы, обвинял Императрицу в немецком происхождении, лгал, что Император хочет заключить сепаратный мир. Когда Государь слушал 4/17 марта последний раз доклад о положении на фронтах, то прощаясь со штабом «голосом более тихим, чем всегда, и более сердечным сказал, что ему тяжело расставаться… и грустно последний раз быть на докладе, но, видно, воля Божия сильнее моей воли» (40). Известно, что «сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е» (Притч.21,1) (41).
Царский поэт - Сергей Сергеевич Бехтеев посвятил событиям «мартовских ид» стихотворение «Николай II». Во время Первой мировой войны он был ранен и лежал в Царскосельском лазарете, в котором сестрами милосердия работали Императрица Александра Феодоровна и две старшие Великие княжны – Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. Поэт скончался 4 мая 1954 г. в Ницце, где был ктитором и старостой в храме Державной иконы Божией Матери. Стихотворение начинается теми же словами, что и «Манифест об отречении»: « В дни…».

                     НИКОЛАЙ II
(Так писал я на третий день
"бескровной" русской революции - С.Бехтеев)
       "Как женщина, Ему вы изменили,
         и как рабы, вы предали Его"
                                                 М.Ю.Лермонтов

В те дни, когда мы все так низко пали,
Везде мне грезится священный Образ Твой,
С глазами, полными божественной печали,
С лицом, исполненным небесной добротой.
Тебя жалеть я не могу, не смею:
Ты для меня - по-прежнему Велик!
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею,
И больно мне глядеть на Твой Державный Лик.
Слепой народ, обманутый лжецами,
За чистоту души Твоей святой,
Тебя клеймил постыдными словами
И казни требовал, над кем же... над Тобой!
Не так ли пал и Царь коварной Иудеи,
Мессия истины, народная мечта,
И Бога своего преступные евреи
Распяли на доске позорного Креста.
И Царь был осужден на пытки рабской казни,
Над Божеством глумился весь народ,
И люди-изверги убили без боязни
Того, Кто создал мир, моря и небосвод.
Но, победив в аду немые силы гроба,
Воскрес Господь и всем явился вновь;
Побеждена врагов чудовищная злоба,
И козни зла рассеяла Любовь...
Я верю в день священного возмездья!
Клятвопреступники, вас кара неба ждет!
Вас уличат в предательстве созвездья,
Над вами Солнце правды не взойдет;
И камни возопят от вашего злодейства,
Вас грозно обличит правдивая судьба
За низость ваших чувств, за гнусность
фарисейства,
За клеветы восставшего раба...
Еще недавно так, пред Ним склоняя выи,
Клялися вы Его до гроба защищать
И за Царя-Вождя, Хозяина России,
Вы обещали жизнь безропотно отдать.
И что же! где слова? где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый, Он твердо верил вам!
Он, ваш исконный Царь, смиреньем благородный,
В своей душе Он мог-ли помышлять,
Что вы готовитесь изменой всенародной
России честь навеки запятнать!
Предатели, рожденные рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальете вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Не будет мира вам в блудилище разврата,
Не будет клеветам и зависти конца;
Восстанет буйный брат на страждущего брата,
И мечь поднимет сын на старого отца...
Пройдут века; но подлости народной
С страниц Истории не вычеркнут года:
Отказ Царя, прямой и благородный,
Пощечиной вам будет навсегда!
г. Орел, 1917 г.

11. С.С.Бехтеев. Немногим. 1921 г. (май).
12. Молитва о Царях из тайных священнических молитв после освящения Святых Даров на Литургии св. Василия Великого. В некоторых изданиях после 1917 г. она пропущена. Возможно ли «редактировать» молитву, составленную святителем Василием Великим, тем более что это молитва не только о русских царях, а по слову Апостола Павла (1Тим. 2, 1-2) о всех царях (в греческих служебниках пропусков нет).
13. Переписка…С.870. Речь идет о чудотворной иконе «Знамение», которая была подарена Царю Алексею Михайловичу Константинопольским Патриархом Афанасием III Пателларием в 1653 г. и была родовой иконой Дома Романовых. Перенесена в Санкт-Петербург Императором Петром I, Императрица Елизавета Петровна построила для нее церковь в Царском Селе и возложила на икону оклад из червонного золота. Считают, что в стихотворении А.С.Пушкина «В начале жизни школу помню я»(1830) он описывает икону «Знамение», т.к. она находилась в то время над царскими вратами, краски и живопись ее обветшали. Ученики Лицея посещали Знаменскую церковь в будни. В 1831 г. икона поставлена перед правым клиросом. В 1849 г. она была покрыта драгоценной шитой ризой, которую вышивала бриллиантами, бирюзой, изумрудами и т.д. девица Мария с сестрами с разрешения Императрицы Александры Феодоровны. Марии Давыдовой в двух сновидениях было сказано, что она должна вышить ризу и был показан узор. При национализации церковных ценностей в 1922 г. риза конфискована, в середине 1930-х гг. икона изъята в «ГОСФОНД». На ее место поставлен список (начало 19 в.) из ризницы Екатерининского собора. Сейчас Царскосельская Знаменская икона (список 19 в.) пребывает в церкви ап. Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
14.Письмо Императора Николая II от 26 февраля 1917 г.// Переписка ... С. 880.
15. Там же. С.880-881.
16. По приказу Императора чудотворную икону привезли в действующую армию 28 мая (10 июня) 1916 г., и она охраняла наши войска до апреля 1917 г., когда ее вернули назад в Успенский собор Кремля. Из письма Императора от 23 мая 1916 г. к супруге следует, что он возлагал большие надежды на заступничество Божией Матери во время войны: «Вчера вечером в саду я приказал Шавельскому написать, чтоб сюда прислали икону Владимирской Божией Матери. Я надеюсь, что ее привезут вовремя, перед наступлением для нас страдной поры» (Там же. С.604). Накануне (22 мая) по приказу Государя началось наступление на Юго-Западном фронте, увенчавшееся потом успехом, так называемый Брусиловский прорыв. Операция началась на следующий день, после праздника Владимирской иконы 21 мая (3 июня) . 17. В конце ее сказано, что кто нарушит клятву, «чину своего извержен будет, и от церкви Божии отлучен и святых Христовых Таин приобщения…,а по царским законам месть восприимет», будет он клятвопреступник (Утвержденная Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Феодоровича Романова 1613 г. //Царский сборник /Сост.: С.В. и Т.И.Фомины. М., «Паломникъ». 2000. С.610.
18. Это предсказание праведного Симеона Богоприимца Деве Марии получило иконописное воплощение – икона «Умягчение злых сердец» - Пресвятая Богородица изображена с семью мечами, которые пронзают Ее в середине груди.
19. Здесь и далее в скобках указаны даты по новому стилю для 20-21 вв.
20. Наши предки 14 марта (27 марта) 1613 г. много часов молили боярина Михаила Романова взойти на престол русских Царей, они стояли на коленях в Ипатьевском монастыре в Костроме, где тогда жил Михаил Феодорович с матерью – инокиней Марфой, и били челом, и когда Романовы многажды и окончательно отказались, посольство во главе с архиепископом Феодоритом и весь народ пригрозили им, что «взыщет Бог в день страшного и праведного суда на вас, на тебе, великой старице иноке Марфе Ивановне, и на сыне твоем, на тебе, великом государе нашем Михайле Федоровиче» разорение православной веры от иноверцев, осквернение святых Божиих церквей, погибель народа в безгосударное время, междоусобную брань, пролитие неповинной христианской крови. В 1613 г. этих бед удалось избегнуть, т.к. мать испугалась и стала уговаривать сына. Михаил со слезами согласился на Царство.
21. Письмо №650 Императрицы Александры Феодоровны от 2 марта 1917 г.// Переписка…С.883.
22. В воспоминаниях одного из членов Временного правительства есть признание: «Вы знаете, что твёрдое решение воспользоваться войной для производства переворота было принято нами вскоре после начала войны, вы знаете также, что наша армия должна была перейти в наступление (весной 1917 года), результаты коего в корне прекратили бы всякие намёки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования. (…) История проклянет вождей наших, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю. (…) То есть внутри мы оба знаем, что спасение России в возвращении к монархии, знаем, что все события последних двух месяцев ясно доказали, что народ не способен был воспринять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие агитирующие за республику делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы просто не можем. Признание есть крах всего дела всей нашей жизни…» (Из письма лидера кадетской партии, бывшего министра Временного правительства П.Н.Милюкова (дек.1917 - янв.1918)// Журнал «Вече». Мюнхен, 1983. №11). Не установлен точный адресат письма и нет подлинника, поэтому некоторые историки считают письмо подделкой. Однако на основании других источников известно, что эти мысли Милюков высказывал уже в августе 1917 г. Заметим, что когда Милюков и другие распространяли сплетни про Императора Николая II (например, что он хочет заключить сепаратный мир), то они исходили только из своих злобных и буйных фантазий, а подлинных доказательств у них никаких не было.
23. Воспоминания Д.Н. Дубенского (Как произошел переворот в России. Записки-дневники// Русская Летопись. Париж, 1922. Кн.3) цитируются по: Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны: в 2 т./ Отв. ред., сост. : В.М.Хрусталев.М.: Прозаик, 2012..Т.1. С.266.
24. Дневники... С.264.
25.Там же. С.265-266.
26. Воейков В.Н. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего дворцового коменданта Государя Императора Николая II. М., 1994. С.211.
27. Письмо №650…// Переписка…С.882.
28.Письмо Императрицы Александры Феодоровны от 3 марта 1917 г.// Переписка…С.886
29.Там же. С.886.
30.Воспоминания профессора И.М.Андреева (1951 г.) цит. по: Россия перед Вторым пришествием: Пророчества русских святых / Сост.: С.В.Фомин. М., 2001. С.233.
31. Там же. С.233.
32. Там же. С.234.
33. С июля 1990 года чудотворная Державная икона находится в Казанском храме в Коломенском. Она имеет редкую иконографию: это единственное изображение, где Пресвятая Богородица держит скипетр и державу без креста. Но икон, где у Пресвятой Богородицы в руке держава с крестом тоже мало. Есть такая икона в иконостасе Никольского придела московской церкви Климента папы Римского; у иконописца Карпа Золотарева и что удивительно – в правом приделе Казанской церкви в Коломенском. С другой стороны от стены, рядом с которой находится чудотворная Державная икона, расположена необычная икона «Образ Пресвятой Богородицы» (18 в.): Божия Матерь с еще не родившимся Христом на лоне сидит в окружении двух матерей - праведной Елизаветы и праведной Саломии, в руках у Нее скипетр и держава с крестом. Распространен иконописный вариант, где державу держит Христос-Младенец, а скипетр – Божия Матерь.
34. «Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери» цит. по: Россия перед Вторым пришествием… С.229.
35. Козельщанская икона Божией Матери прославилась в 1881 г. за несколько дней до убийства Императора Александра II. Поэтому ее явление 21 февраля (день избрания Михаила Романова на Царство) было воспринято как милость Божия в те трагические дни. В 1904 г. 5 мая Император Николай II с братом Великим князем Михаилом Александровичем специально посещал Козельщанский женский монастырь « где приложились к чудотворной иконе Божией Матери. Зашли к настоятельнице и вернулись в поезд в сопровождении огромной толпы» (из Дневника Государя). Государь внес большое пожертвование на строительство собора. Чудотворная икона сохранилась и сейчас находится в Козельщанском монастыре.
36. Феодоровская чудотворная икона находилась в Ипатьевском монастыре в Костроме и была свидетельницей событий 14 марта. Старица инокиня Марфа благословила этим образом сына на Царство, поэтому архиепископ Феодорит установил на этот день второе празднование Феодоровской иконе.
37. Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна – греческой королеве Ольге // ГАРФ. Ф.686. Оп.1.Д.84.Л.50-52. Перевод с датск. Ольги Крог.
38. Как непереносимы были сердечные испытания, обрушившиеся на современников тех событий, можно проиллюстрировать на примере Владимира Евстафиевича Скалона (28.11.1872 – 29.11.1917, православный, монархист, дворянин, генерал-майор). Во время первого этапа переговоров в Брест-Литовске его, как военного эксперта, назначили руководителем группы из нескольких русских офицеров в комиссии по перемирию. После получаса переговоров он вышел в свою комнату за картой и застрелился перед зеркалом, оставив записку жене: «…Прощай, дорогая, ненаглядная Анюта, не суди меня, прости, я больше жить не могу…» Это произошло на следующий день после дня его рождения. Кроме беременной жены у него была маленькая дочка. Когда гроб Скалона стоял в церкви, некоторые русские офицеры ему завидовали. Немецкие офицеры почтили память умершего. Он был торжественно отпет и похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре, семья получила пенсию. Он не пожалел своей жизни, чтобы послужить России и обнаружить для всех измену, которую готовили в Брест-Литовске, и хотя договор был подписан в марте 1918 г., жертва, принесенная Скалоном, не была напрасной – меньше, чем через год договор был аннулирован (13.11.1918). Вечная память Владимиру!
39. Дневники… С.354.
40. Дубенский Д.Н. Как произошел переворот в России . Цит . по: Дневники…С.312.
41. Как поток воды, так сердце царя в руке Божией: если куда захочет направить, туда поворачивает его.

март 2017                  Е.В.М.