К столетию великого предательства (2)

Печать

«…Клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем Престоле …и… ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране»(1)

…Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда, Господи, слава Тебе (2).

Когда Государь Император Николай Александрович 22 февраля (7марта) 1917г. в последний раз уезжал в Царскую Ставку,

в Могилев к действующей армии, Государыня Императрица Александра Феодоровна, прощаясь с ним в вагоне, оставила в его купе заранее написанное письмо №644. Она всегда так делала, чтобы в первые минуты разлуки Императору не было грустно и одиноко одному. Александра Феодоровна писала: «Мой драгоценный! С тоской и глубокой тревогой я отпустила тебя одного без нашего милого, нежного Бэби. Какое ужасное время мы теперь переживаем! Еще тяжелее переносить его в разлуке – нельзя приласкать тебя, когда ты выглядишь таким усталым, измученным»(3).

Imperator    И Государь Николай II , посылая в дороге телеграммы в Царское Село, выражал в них удивительное чувство, которое его всегда охватывало вдали от супруги : «Мысленно со всеми. Одиноко и скучно» (4). Или : «Чувствую себя … очень одиноким. Мысленно всегда вместе. Тоскую ужасно»(5) . Самым сильным их желанием было быть «вечно вместе, всегда неразлучны»(6). Как только они поженились (14/27 ноября 1894г. ) Александра Феодоровна написала в дневнике мужа : «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье – такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук»(7). К сожалению, мы не знаем, что писала Александра Феодоровна в своих ранних дневниках, потому что по совету своей подруги Ю. А. Ден 7 /20 марта 1917г. в камине Красной гостиной Александровского дворца сожгла их и часть переписки с Государем, чтобы они не попали в руки праздных революционеров.
В 1917 г. после убийства Распутина многие строили планы, как разлучить Императрицу с мужем, некоторые светские дамы писали ей глупые письма, родственники (Великие князья) советовали уехать с детьми в Ливадию, были и совсем безумные и дерзкие замыслы (физическое устранение Императрицы). Царской Семье все это было известно, поэтому больше всего они боялись, что их разлучат. «Больше всего сводит с ума то, что мы не вместе…ничто не может разлучить нас, хотя они именно этого желают и потому-то не хотят допустить тебя увидаться со мной, пока ты не подписал их бумаги об отв.мин. <ответственное министерство> или конституции» (8), - писала Александра Феодоровна 2/15 марта, верно предугадав события этого дня.

Самым тяжелым испытанием для Царской Семьи была не потеря власти, имений, богатства, унижения и лишения во время ареста, а та четырехнедельная разлука, которую им пришлось пережить незадолго до смерти, когда 26 апреля 1918 г. комиссар Яковлев увез Царя, Царицу и одну из дочерей – Марию Николаевну из Тобольска, а Цесаревич Алексей из-за болезни остался под присмотром трех сестер. Тогда Александре Феодоровне надо было сделать выбор между «Солнечным Светом», так она называла мужа и «Солнечным Лучом», т.е. сыном, и ее «терзали сомнения»: «Я не могу отпустить Государя одного. Его хотят, как тогда, разлучить с семьей… Но мальчик еще так болен… Вдруг произойдет осложнение… Боже мой, какая ужасная пытка!… В первый раз в жизни я не знаю, что мне делать» (9). Предполагают, что по приказу ЦИК Государя хотели отвезти в Москву для подписания Брестского договора, но (промыслительно) дальше Екатеринбурга проехать не удалось. Благодаря этому, остальные члены семьи 23 мая также были перевезены в Екатеринбург. Зная, какие беззакония творились с первых дней революции, можно сказать, что это велие чудо Божие – Царская Семья воссоединилась и до самой смерти оставалась единой и неразлучной. Бог не попустил врагам нанести им самый страшный для них удар. Вся семья - Император, Императрица и пятеро детей расстались с жизнью в одном месте, в одно время, можно сказать – в одну минуту. Они не успели понять, что произошло, Бог избавил их от той страшной горечи и боли, которую не вынесли бы их добрые, любящие сердца при виде страданий своих любимых родственников. Для нас убийство Царской Семьи – трагедия, для них их единовременная гибель – исполнение желания не разлучаться до самой смерти и после. Александра Феодоровна, обладая пророческим даром, предсказала еще в 1894г.: «Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе»(10) .

март 2017                Е.В.М.

 

1. Письмо Александры Феодоровны №652 от 3/16марта 1917 // Переписка Николая и Александры // Сост. А.А.Сергеев. М.: «Захаров», 2013.С.887.
2. В русском переводе: «Ты-Бог чудес и надежда безнадежных, Господи, слава Тебе». Из стихиры на «Господи воззвах» Службы Рождеству Пресвятой Богородицы.
3. Письмо Императрицы от 22 февраля (7 марта) 1917 // Переписка Николая и Александры. С.869.
4. Телеграмма Императора от 22 февраля 1917// Там же. С.871.
5. Телеграмма Императора от 23 февраля 1917// Там же. С.871.
6. Письмо Императрицы от 22февраля 1917// Там же. С.871.
7. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, переписка // Сост.,пер. Российское Отделение Валаамского Общества Америки. М.,1998. С. 201.
8. Письмо Императрицы №651 от 2/15 марта 1917 //Переписка Николая и Александры. С.884.
9. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена,1921 (репринт:М.,1991).С.201.
10. Государыня Императрица Александра Феодоровна. Дневниковые записи… С.201.