«Да радуется днесь светло Небо и земля…»

  nikolai aleksandrovich 640 В 1868 году 6 мая (по новому стилю для 20-21 вв. это будет 19 мая) в Александровском дворце Царского Села родился первый внук Императора Александра II – в будущем последний русский Царь – Николай Александрович. Он родился на радость и счастье своим родителям и всей Российской Империи. Его отец – Цесаревич Александр (будущий Император Александр III), отправляя рано утром записку своей матери, так и написал : «Милая душка, Ма! Сегодня утром, около 4-х часов, Минни почувствовала снова боли, но сильнее, чем вчера, и почти вовсе не спала. (…) Дай Бог, чтобы все прошло благополучно, как до сих пор, и тогда-то будет радость и счастье». Император Александр II и Императрица Мария Александровна (Дедушка и Бабушка) жили рядом в Большом Екатерининском дворце и приехали около 10 часов в Александровский дворец помогать при родах Цесаревны Марии Федоровны (Минни), которая в 12.30 перешла в спальню и легла на кушетку. Цесаревич Александр все описал в дневнике: 
« Боли были все сильнее и сильнее, и Минни очень страдала. Папа вернулся и помогал мне держать мою душку все время. Наконец, в ½ 3 час. пришла последняя минута и все страдания прекратились разом. Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить. Я бросился обнимать мою душку-жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так легко было на душе и приятно».
   День рождения пришелся на память праведного Иова Многострадального, а день крещения  был через две недели – 20 мая (2 июня) на память святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Крещение проходило в придворной церкви Большого дворца – церкви в честь Воскресения Христова. Восприемниками  были Дедушка и Бабушки новорожденного: Император Александр II, Императрица Мария Александровна, Датская королева Луиза, а также Великая Княгиня Елена Павловна и Датский наследный принц Фредерик.
   Что нам кажется поразительным в этом событии, которое произошло 150 лет назад в Царской Семье? Промысл Божий о новорожденном младенце так ясно читается в дате рождения, которую назначил Бог будущему Императору, что можно предположить, что уже в 1868 году был предначертан конец, который постиг Российскую Империю через полстолетия, в 1917 году. Недаром русский пророк – писатель Ф.М. Достоевский в своем романе, который был напечатан  в 1868 году - как раз в год рождения Императора Николая II, предсказал отступление русского народа от веры в Бога. Рогожин говорит князю Мышкину: «Многие ведь ноне не веруют. А что, правда (ты за границей-то жил), - мне вот один с пьяных глаз говорил, - что у нас, по России, больше, чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют? «Нам, говорит, в этом легче, чем им, потому что мы дальше их пошли…»» ( Достоевский Ф. М. Идиот. Л., 1973. С.182). Князь Мышкин в ответ рассказывает несколько историй: о крестьянине, который с молитвой зарезал друга ножом из-за часов; о пьяном солдате, который продал свой оловянный крест, выдав его за серебряный, и  отправился «свой крест пропивать» и другие истории.
   А кто не верит в Бога, будет ли любить Помазанника Божиего? Кто легко и бездумно убивает друга, так же легко убьет и Царя. К 1868 году на Императора Александра II было совершено уже два покушения, а 1(14) марта 1881 года он был убит бомбой террориста. Когда 29 апреля 1881 года (12 мая) его сын – Император Александр III написал свой первый Манифест (о незыблемости Самодержавия), он не  предполагал, что то, что будет сказано об убиенном Царе Александре II прозвучит как пророчества о последнем Императоре Николае II: «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной… Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом». 
   «Манифест о незыблемости Самодержавия» можно читать православным христианам как пример проповеди о непоколебимой вере в Бога, ибо в наши дни уже не услышишь такой проповеди: каждая фраза Императора Александра III, у которого в мирное время террористы убили отца, скреплена воззванием к Богу и упованием «на Божественный Промысл». Такая же непоколебимая вера в Бога была с детства и у Императора Николая II. По неисповедимым судьбам Божиим ровно через 10 лет после этого Манифеста - 29 апреля 1891 года во время путешествия по Японии на Цесаревича Николая Александровича было совершено покушение в Оцу, и он едва не был убит японским полицейским. В дневнике он написал: «Проснулся с чудесным днем, конец которого я бы не видел, если бы не спасло меня от смерти великое милосердие Господа Бога!» Подробно описав события дня: как напал полицейский и ударил саблей, нанеся два скользящих удара по голове, как наложили повязки, Цесаревич кончает: «Вот как, благодаря милости Божией, этот день благополучно окончился!» (ГА РФ.Ф.601. Оп.1. Д.225. Лл.188-193).
   Поэтому нет ничего удивительного, что последний наш Царь – Николай II всю жизнь каждый свой день рождения начинал с посещения церкви. Распорядок праздничного дня был единообразен: «Утром телеграммы, поздравления людей, поцелуи в плечо и садовники. В 11 час. длинная обедня, опять поздравления и большой завтрак. Вернулись домой в 2 1/2» (из дневника от 6-го мая 1907). «Мне минул 41-й год, а внутренне чувство еще 30 лет с хвостиком! Утро прошло, как обыкновенно, в поздравлениях. В 11 час. поехали в Большую церковь к обедне. Затем все по одиночке поздравляли. Был общий завтрак с короткими разговорами после него» (из дневника от 6-го мая 1909). «Странно делается при мысли, что мне минуло 45 лет! Погода была дивная…В 11 час. поехал за Мама во Дворец. Обедня, поздравления и большой завтрак, все по-старому» (из дневника от 6-го мая 1913). Никаких пышных банкетов! После семейного завтрака Император гулял с детьми, читал, ездил на велосипеде, отвечал на поздравительные телеграммы, проводил вторую половину дня как обычный день в кругу семьи. Императрица Александра Федоровна и дети дарили подарки накануне вечером. 
   Только один раз - в 1915 году Император праздновал свой день рождения вдали от Семьи, потому что находился при Армии в Ставке. Императрица Александра Федоровна переживала, что они не будут вместе в этот дорогой для них день, и уже в письме от 4-го мая отправила супругу свои поздравления: «Как грустно, что мы проведем день твоего рождения не вместе! Это в первый раз. Да благословит тебя Господь, да даст тебе крепость, мудрость, отраду, здоровье и спокойствие духа, чтобы нести мужественно твой тяжелый венец! (…) Ты так много выстрадал за эти двадцать лет – ведь ты родился в день Иова многострадального, мой бедный друг. Бог поможет, я в этом уверена, но придется еще много перенести боли, беспокойства и трудов, с покорностью и верою в Его милосердие и неизмеримую мудрость». На следующий день (5-го мая) она посылает Императору подарки – подсвечники и увеличительное стекло опять с поздравительным письмом: « Посылаю тебе мои самые нежные пожелания и поздравления к дорогому дню твоего рождения. Да примет тебя Господь Всемогущий под Свое особое попечение!» (Это пожелание сбылось, Император был под особым Покровом Божиим!). В сам день рождения (6-го мая) она отправляет поздравительную телеграмму и письмо. В следующем - 1916 году Императрица с детьми специально приехали в Царскую Ставку ко дню рождения Царя.
   Сто лет назад, а именно в 1918 году, наш Царь-мученик провел свой последний день рождения в заключении в Екатеринбурге. «Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11 ½ тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо. Прогулялся с Марией до обеда. (…) Не получаем никаких известий от детей и начинаем сомневаться, выехали ли они из Тобольска?» ( из дневника от 6-го мая 1918). Семья была разделена: Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Анастасия Николаевна и Цесаревич Алексей находились еще в Тобольске. Желая отметить день рождения своего Отца, они  просили о богослужении. 5/18 мая служили всенощную, но священника и монахинь грубо обыскали, а на престоле все перерыли. Настроение у всех было испорчено. Царским Детям передали в подарок для Императора икону Святителя Иоанна Тобольского со штемпелем о ее освящении 5 мая 1918 года и надписью: «В благословение от Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского». В день праздника, несмотря на то, что священнику запретили приходить, Царские Дети получили самый дорогой для всей Семьи подарок: было принято решение и объявлено, что на следующий день остававшиеся в Тобольске Дети выезжают к Родителям в Екатеринбург. Святитель Иоанн Тобольский, прославление которого произошло исключительно благодаря вмешательству и воле Императора и Императрицы не только принял под свой покров Царскую Семью в Тобольске, но и предстательствовал о воссоединении Семьи. Два года назад в майские дни 1916 года шла подготовка к прославлению святителя Иоанна, и Распутин, хлопотавший о прославлении святителя, прислал 4 мая телеграмму Императору Николаю II: «Славно бо прославился у нас в Тобольске новоявленный святитель  Иоанн Максимович…»
   Император Николай II, день крещения которого пришелся на праздник обретения мощей Святителя Алексия (в ходе ремонта собора Чудова монастыря были открыты в 1431 или 1438 гг. мощи Святителя, а прославлен он был в 1448 г.), получил от Бога особый дар к прославлению Святых, чьи мощи были уже явлены или обретены накануне канонизации: Преподобный Серафим Саровский (1903), Святитель Феодосий Черниговский (1896), Святитель Иоасаф Белгородский (1911), Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России (1913), Святитель Питирим Тамбовский (1914), Святитель Иоанн Тобольский (1916). Подобно тому, как мощи Святителя Алексия были открыты за несколько лет до канонизации, так и мощи самих Царственных Страстотерпцев (ныне почивающие в Екатерининском приделе Петропавловского собора) также были обретены (в 1991 г.) за несколько лет до канонизации Царской Семьи в 2000 году!
   «Да радуется днесь светло Небо и земля» (хвалитная стихира в неделю о самаряныне), потому что настал день, который по воле Божией навсегда вписан в историю нашего отечества. Несмотря на прошедшие 150 лет, в день рождения последнего нашего Императора Николая II сердца наши наполняет радость и благодарность Господу Богу. Мы благодарим Бога за то, что Он даровал русскому народу род Царей благочестивых – Царский род Романовых, под умелым правлением  которого (более 300 лет) государство наше разрослось до огромной Российской Империи. Благодарим Господа за то, что Царский род берег и лелеял православную веру, опекал Церковь православную, защищал независимость государства. Благодарим Бога за то, что Цари наши и Императоры были строителями и хранителями отечества нашего, ктиторами и благодетелями Церкви, мы с любовью вспоминаем имена их в памятные для них даты – этого требует наша совесть. Благодарны мы Господу за то, что Он хранил в прошедшие века Царей русских, и они обрели милость перед Лицом Божиим. Бог увенчал Царский род Романовых мученическим венцом, последний Царь с Царицей и Детьми прославлены в лике Страстотерпцев. Какой безумец будет спорить с Богом и предъявлять претензии Царям, если они под таким явным Покровом Божиим? Всякий злословящий Царя и называющий его «кровавым» уподобляется ветхозаветному Семею, который злословил Царя Давида, бросал в него камни и кричал ему «кровопийца» ( 2 Цар 16. 5-8), но потом первый упал перед ним на колени с мольбой о прощении.
   Господь обо всех печется, но Его попечение о Царе-мученике так трогательно, как забота матери о своем ребенке. Чтобы подготовить Царя к потере власти, Бог назначил ему день рождения на память Иова Многострадального, который по попущению Божиему все потерял (богатство, семью), но не возроптал на Бога и Бог даровал ему еще больше. Царь хорошо знал житие Праведного Иова и, находясь в заточении, читал книгу Иова Императрице. «Дни  рожденья Господь сотворил нам во спасенье, и храм наш, и Церковь Святая – непоколебимый столб, победа ее – в терпении» (из телеграммы Г.Е. Распутина от 6-го мая 1916 года  Императору Николаю II ко дню рождения). Претерпев до конца, Царская Семья получила от Бога святость.
   В заключение приведем отрывки из одной церковной проповеди, которую можно назвать трактатом в защиту «самодержавной власти, коя присуща русским царям». «Мы учим и будем учить о подчинении всякой власти (даже и республиканской, народной), ибо власть от Бога; но мы не обинуясь утверждаем, что самодержавие наиболее отвечает идее верховной власти и строю русского государства, связанному с духовными, бытовыми, племенными, географическими и другими условиями». «Такая самодержавная – царская власть и есть в нашем отечестве, которое пришло к ней путем долгих мучений от внутренних междоусобиц князей и от тяжкого рабства под гнетом иноверных врагов. Царь в России владеет силой и свободой действий в такой мере, какая только возможна для человека. (…) Он стоит неизмеримо выше всех партий, всех званий и состояний». Автор говорит, что в царской власти нет деспотизма, не стоит слушать критику из-за границы и что  народная власть в нашем отечестве дала бы плохие плоды. «Мы же, братие, будем молить Господа, дабы Он  и на далее сохранил для России царя самодержавного и даровал ему разум и силу судить людей в правде и державу Российскую в тишине и без печали сохранити». Проповедь произнесена в Нью-Йоркском соборе 14 мая 1905 года архиепископом  Алеутским и Северо-Американским Тихоном, будущим Патриархом Московским и всея России, святителем. В 1916 году в день своего рождения 6/19 мая Император Николай II пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
                                    Е. В. М.                 май 2018 г.

Блажен, кто Родину не предал, кто на Царя не восставал… 11
Помяни, Господи, благочестивейших и благовернейших наших царей, ихже оправдал еси царствовати на земли… Осени над главою их в день брани, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, удержави их царство, покори им вся варварския языки…даруй им глубокий и неотъемлемый мир…12

«…Клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем Престоле …и… ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране»(1)

…Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда, Господи, слава Тебе (2).

Когда Государь Император Николай Александрович 22 февраля (7марта) 1917г. в последний раз уезжал в Царскую Ставку,

«…Клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем Престоле …и… ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране»(1)

…Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда, Господи, слава Тебе (2).

Когда Государь Император Николай Александрович 22 февраля (7марта) 1917г. в последний раз уезжал в Царскую Ставку,

© 2017-2020 orthosholio.ru