Сегодня мы побеседуем с Иваном Сушковым, бывшим тренером каратэ, а ныне алтарником Богородице-Рождественского женского монастыря Москвы. Тема нашего разговора: «Выбор секции боевых единоборств для своего ребенка».
Как выбрать для своего ребенка вид боевого единоборства и найти подходящего тренера?
Во первых есть формальные критерии, которые помогут понять, что и кто перед вами. Настоящая секция боевого единоборства устроена по правилам, а именно:
1. Должны быть регулярные соревнования и сборы, расписание которых имеется у тренера.
Секции без соревнований быть не может! Именно на соревнованиях воспитывается боевой дух ребенка (только не надо путать бойцовские качества и агрессию — для русского человека это разные вещи). При подготовке к любым соревнованиям (не только единоборствам) у спортсмена бывает «предстартовая лихорадка», с которой надо учиться справляться, перешагивать барьер страха перед соревнованием. Если этого навыка не будет, то ребенок не сможет защитить ни себя, ни другого, потому что страх быть битым будет всегда преобладать. Впереди бой с неизвестным соперником, которого ты прежде не видел, не знаешь его сил, повадок. В родной секции твои товарищи тебя жалели, на тебе было защитное снаряжение, теперь выступать без него. Рядом с тобой был тренер, теперь он может помочь тебе только морально...
В первых соревнованиях ребенок может и проиграть. От того, как он воспримет проигрыш зависит его дальнейшая спортивная судьба и формирование воли: он может уйти, а может учесть свои ошибки и с новой силой взяться за подготовку.
Серьезные клубы проводят сборы в спортивных лагерях. Здесь проходят спарринги и соревнования. Для каждого участника сборы — особое событие, оставляющее добрый след на всю жизнь.
Иными словами если вы привели ребёнка в спорт зал и там нет соревнований, то скорее всего вы пришли в секту.
2. Сам тренер должен
- иметь спортивное образование;
- входить в соответствующую федерацию: каратэ, самбо, бокса РФ;
- иметь регалии: кандидат в мастера спорта, мастер спорта, быть участником соревнований.
Если этого нет, то скорее всего вы имеете дело с шарлатанами или сектантами. Спортивное образование позволяет тренеру давать правильную нагрузку ребенку, учитывая его индивидуальные особенности. А принадлежность к федерации во многом страхует Вас от попадания в секту.
3. Зал для занятий должен быть соответствующим образом оборудован, а ученики имеют надлежащее защитное снаряжение. При этом в зале не должно быть никакой религиозно символики: портретов Перуна, Велеса, изображения коловорота, неведомых иероглифов. В наши дни огромное распространение имеют ряд единоборств с псевдорусскими корнями. «Уважаемый» тренер может с важным видом рассказывать о единоборствах древней Руси…показывать всякие «фокусы»…Помните «Спорт вне политики» т.е. в спорте нет места лишнему – это физика, сила равна скорости перемноженной на массу. Хочешь научиться драться, рецепт простой – нужно драться.
С конца 70-х годов в СССР начинают проникать боевые практики востока: дзюдо, каратэ и другие. В быту эти практики носили преимущественно светский характер: система физических приемов для обороны и нападения, да и сами тренеры были людьми русскими или по-крайней мере советскими. С конца 80-х люди все чаще встречались с боевыми искусствами, где физические упражнения являются лишь частью оккультных восточных практик: ушу, кунг-фу, тэквандо. Для православных родителей важно, чтобы, занимаясь единоборствами, ребенок не подцепил какую-либо духовную заразу. Какую же роль играет культовая составляющая в восточных единоборствах?
Боевая традиция играет важную роль во всех восточных единоборствах и выражается в культах: поклонениях, произнесении тех или иных формул. Но степень и смысловое наполнение зависит от нескольких факторов:
места происхождение данного боевого искусства (Япония, Китай, Индия);
вида в котором оно усвоилось на Руси;
личных особенностей данного тренера.
Наиболее светский характер носят на Руси единоборства японского происхождения. Каратэ и дзюдо пришли к нам в советский период и восприняты в качестве спортивных дисциплин. Преподают их тренеры советской закалки и сами тренеры часто не вдаются в смысл обрядов, которые сами же совершают: поклонение духу зала, тренеру, сопернику и т.п, с произнесением японских формул.
Для китайских единоборств, у-шу, кун-фу, традиция крайне важна, здесь все идет гораздо дальше поклонов и отдельных формул, и построено на духовных практиках: медитации, поиске энергий, отречении от себя. А для нас не секрет, что эти практики — есть общение с нечистыми духами. Секции с такими практиками могут существенно и непоправимо повредить духовному здоровью ребенка.
Боевую йогу миру «подарила» Индия. Здесь, как и в китайских единоборствах духовная традиция чрезвычайно сильна. И даже, если человек начинает заниматься йогой с сугубо физкультурными целями, он обязательно дойдет до духовных практик и, в частности, медитации.
Поскольку сам я был тренером каратэ киокушинкай, то подробнее остановлюсь на этой школе. Киокушинкай имеет определенные и обязательные для усвоения правила этикета, составленные основателями школы. Вот как выглядят правила этикета додзе кун Киокушинкай в традиционном русском переводе:
Клянемся! Мы будем тренировать наши сердца и наши тела для достижения твердого и непоколебимого духа.
Клянемся! Мы будем следовать истинному смыслу воинского Пути, чтобы наши чувства всегда были наготове.
Клянемся! Мы будем стремиться культивировать Дух самообладания.
Клянемся! Мы будем соблюдать правила этикета, уважение к старшим и воздерживаться от насилия.
Клянемся! Мы стремимся к мудрости и силе, не ведая других желаний.
Клянемся! Мы будем следовать нашим богам и воинскому Пути, и никогда не забудем истинную добродетель – скромность.
Клянемся! Всю нашу жизнь через изучение каратэ, мы будем стремиться выполнить истинное предназначение Пути – Киокушинкай.
В последние годы этот перевод был смягчен: слово «клянемся» исчезло , а вместо «следовать нашим богам» стало использоваться выражение «следовать нашим духовным принципам». Но на международных встречах в присутствии японских мастеров клятвы эти читаются без всяких прикрас. И для православного сознания клятва «следовать нашим (японским) богам» звучит как отречение от Христа, ибо известно, что «все боги язычников — бесы» (Пс.95;5).
Культивировать «дух самообладания» - не пустая формула, естественно вытекающая из японского менталитета, с религиозною основою в буддизме и синтоизме.
По правилам занятия каратэ Киокушинкай должны проводиться в додзё. Додзё (от яп. до:дзё:, «место, где ищут путь») — изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо, этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзюдзюцу, кэндо, карате и т. д. В додзё, обычно в передней части, находится святыня школы и/или изображение важного для школы лица, которым в той или иной мере оказывается почтение
В начале и конце занятия каратэ, при входе в додзё и выходе из него, а также перед каждым кумите выполняются ритуальные поклоны, выражающие уважение к учителю, ученикам, тренировочному залу и символам Кеокушинкай. Различают следующие виды ритуальных поклонов:
сихан ни рэй --поклон сихану (мастеру, с 5-го дана и выше)
сэнсэй ни рэй -- поклон учителю, (с 3-го дана и выше)
сэмпай ни рэй — поклон старшему, от сёдан до нидан
отагай ни рэй - поклон друг другу, дословно: «поклон сопернику».
Есть у японцев и еще один важный поклон, синдзэн ни рэй -- поклон «алтарю» школы, духу карате; дословно «поклон перед богами». Поскольку сам зал, где проходят занятия, по мнению японцев тоже имеет своего духа, и при том в японских залах для занятий имеется особое святилище, то дух зала получает свой поклон.
Как видите, даже самые светские школы восточных единоборств пропитаны духом махрового язычества!
Поэтому, думается, что православным родителям лучше обратить свое внимание на самбо, греко-римскую борьбу и бокс.
Самбо создано в довоенное время в Советском Союзе для нужд армии и МВД. Впитало в себя приемы дзю-до, бокса и других боевых практик. При этом совершенно свободно от религиозных элементов.
Греко-римская борьба — эффективное средство самообороны и воспитания личности...
С Иваном беседовал иерей Димитрий Комаров
Использована иллюстрация с ресурса https://tr.pinterest.com/pin/310678074294477758/