«Да радуется днесь светло Небо и земля…»
В 1868 году 6 мая (по новому стилю для 20-21 вв. это будет 19 мая) в Александровском дворце Царского Села родился первый внук Императора Александра II – в будущем последний русский Царь – Николай Александрович. Он родился на радость и счастье своим родителям и всей Российской Империи. Его отец – Цесаревич Александр (будущий Император Александр III), отправляя рано утром записку своей матери, так и написал : «Милая душка, Ма! Сегодня утром, около 4-х часов, Минни почувствовала снова боли, но сильнее, чем вчера, и почти вовсе не спала. (…) Дай Бог, чтобы все прошло благополучно, как до сих пор, и тогда-то будет радость и счастье». Император Александр II и Императрица Мария Александровна (Дедушка и Бабушка) жили рядом в Большом Екатерининском дворце и приехали около 10 часов в Александровский дворец помогать при родах Цесаревны Марии Федоровны (Минни), которая в 12.30 перешла в спальню и легла на кушетку. Цесаревич Александр все описал в дневнике:
« Боли были все сильнее и сильнее, и Минни очень страдала. Папа вернулся и помогал мне держать мою душку все время. Наконец, в ½ 3 час. пришла последняя минута и все страдания прекратились разом. Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить. Я бросился обнимать мою душку-жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так легко было на душе и приятно».
День рождения пришелся на память праведного Иова Многострадального, а день крещения был через две недели – 20 мая (2 июня) на память святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Крещение проходило в придворной церкви Большого дворца – церкви в честь Воскресения Христова. Восприемниками были Дедушка и Бабушки новорожденного: Император Александр II, Императрица Мария Александровна, Датская королева Луиза, а также Великая Княгиня Елена Павловна и Датский наследный принц Фредерик.
Что нам кажется поразительным в этом событии, которое произошло 150 лет назад в Царской Семье? Промысл Божий о новорожденном младенце так ясно читается в дате рождения, которую назначил Бог будущему Императору, что можно предположить, что уже в 1868 году был предначертан конец, который постиг Российскую Империю через полстолетия, в 1917 году. Недаром русский пророк – писатель Ф.М. Достоевский в своем романе, который был напечатан в 1868 году - как раз в год рождения Императора Николая II, предсказал отступление русского народа от веры в Бога. Рогожин говорит князю Мышкину: «Многие ведь ноне не веруют. А что, правда (ты за границей-то жил), - мне вот один с пьяных глаз говорил, - что у нас, по России, больше, чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют? «Нам, говорит, в этом легче, чем им, потому что мы дальше их пошли…»» ( Достоевский Ф. М. Идиот. Л., 1973. С.182). Князь Мышкин в ответ рассказывает несколько историй: о крестьянине, который с молитвой зарезал друга ножом из-за часов; о пьяном солдате, который продал свой оловянный крест, выдав его за серебряный, и отправился «свой крест пропивать» и другие истории.
А кто не верит в Бога, будет ли любить Помазанника Божиего? Кто легко и бездумно убивает друга, так же легко убьет и Царя. К 1868 году на Императора Александра II было совершено уже два покушения, а 1(14) марта 1881 года он был убит бомбой террориста. Когда 29 апреля 1881 года (12 мая) его сын – Император Александр III написал свой первый Манифест (о незыблемости Самодержавия), он не предполагал, что то, что будет сказано об убиенном Царе Александре II прозвучит как пророчества о последнем Императоре Николае II: «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной… Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди верного народа, готового положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом».
«Манифест о незыблемости Самодержавия» можно читать православным христианам как пример проповеди о непоколебимой вере в Бога, ибо в наши дни уже не услышишь такой проповеди: каждая фраза Императора Александра III, у которого в мирное время террористы убили отца, скреплена воззванием к Богу и упованием «на Божественный Промысл». Такая же непоколебимая вера в Бога была с детства и у Императора Николая II. По неисповедимым судьбам Божиим ровно через 10 лет после этого Манифеста - 29 апреля 1891 года во время путешествия по Японии на Цесаревича Николая Александровича было совершено покушение в Оцу, и он едва не был убит японским полицейским. В дневнике он написал: «Проснулся с чудесным днем, конец которого я бы не видел, если бы не спасло меня от смерти великое милосердие Господа Бога!» Подробно описав события дня: как напал полицейский и ударил саблей, нанеся два скользящих удара по голове, как наложили повязки, Цесаревич кончает: «Вот как, благодаря милости Божией, этот день благополучно окончился!» (ГА РФ.Ф.601. Оп.1. Д.225. Лл.188-193).
Поэтому нет ничего удивительного, что последний наш Царь – Николай II всю жизнь каждый свой день рождения начинал с посещения церкви. Распорядок праздничного дня был единообразен: «Утром телеграммы, поздравления людей, поцелуи в плечо и садовники. В 11 час. длинная обедня, опять поздравления и большой завтрак. Вернулись домой в 2 1/2» (из дневника от 6-го мая 1907). «Мне минул 41-й год, а внутренне чувство еще 30 лет с хвостиком! Утро прошло, как обыкновенно, в поздравлениях. В 11 час. поехали в Большую церковь к обедне. Затем все по одиночке поздравляли. Был общий завтрак с короткими разговорами после него» (из дневника от 6-го мая 1909). «Странно делается при мысли, что мне минуло 45 лет! Погода была дивная…В 11 час. поехал за Мама во Дворец. Обедня, поздравления и большой завтрак, все по-старому» (из дневника от 6-го мая 1913). Никаких пышных банкетов! После семейного завтрака Император гулял с детьми, читал, ездил на велосипеде, отвечал на поздравительные телеграммы, проводил вторую половину дня как обычный день в кругу семьи. Императрица Александра Федоровна и дети дарили подарки накануне вечером.
Только один раз - в 1915 году Император праздновал свой день рождения вдали от Семьи, потому что находился при Армии в Ставке. Императрица Александра Федоровна переживала, что они не будут вместе в этот дорогой для них день, и уже в письме от 4-го мая отправила супругу свои поздравления: «Как грустно, что мы проведем день твоего рождения не вместе! Это в первый раз. Да благословит тебя Господь, да даст тебе крепость, мудрость, отраду, здоровье и спокойствие духа, чтобы нести мужественно твой тяжелый венец! (…) Ты так много выстрадал за эти двадцать лет – ведь ты родился в день Иова многострадального, мой бедный друг. Бог поможет, я в этом уверена, но придется еще много перенести боли, беспокойства и трудов, с покорностью и верою в Его милосердие и неизмеримую мудрость». На следующий день (5-го мая) она посылает Императору подарки – подсвечники и увеличительное стекло опять с поздравительным письмом: « Посылаю тебе мои самые нежные пожелания и поздравления к дорогому дню твоего рождения. Да примет тебя Господь Всемогущий под Свое особое попечение!» (Это пожелание сбылось, Император был под особым Покровом Божиим!). В сам день рождения (6-го мая) она отправляет поздравительную телеграмму и письмо. В следующем - 1916 году Императрица с детьми специально приехали в Царскую Ставку ко дню рождения Царя.
Сто лет назад, а именно в 1918 году, наш Царь-мученик провел свой последний день рождения в заключении в Екатеринбурге. «Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 11 ½ тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо. Прогулялся с Марией до обеда. (…) Не получаем никаких известий от детей и начинаем сомневаться, выехали ли они из Тобольска?» ( из дневника от 6-го мая 1918). Семья была разделена: Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Анастасия Николаевна и Цесаревич Алексей находились еще в Тобольске. Желая отметить день рождения своего Отца, они просили о богослужении. 5/18 мая служили всенощную, но священника и монахинь грубо обыскали, а на престоле все перерыли. Настроение у всех было испорчено. Царским Детям передали в подарок для Императора икону Святителя Иоанна Тобольского со штемпелем о ее освящении 5 мая 1918 года и надписью: «В благословение от Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского». В день праздника, несмотря на то, что священнику запретили приходить, Царские Дети получили самый дорогой для всей Семьи подарок: было принято решение и объявлено, что на следующий день остававшиеся в Тобольске Дети выезжают к Родителям в Екатеринбург. Святитель Иоанн Тобольский, прославление которого произошло исключительно благодаря вмешательству и воле Императора и Императрицы не только принял под свой покров Царскую Семью в Тобольске, но и предстательствовал о воссоединении Семьи. Два года назад в майские дни 1916 года шла подготовка к прославлению святителя Иоанна, и Распутин, хлопотавший о прославлении святителя, прислал 4 мая телеграмму Императору Николаю II: «Славно бо прославился у нас в Тобольске новоявленный святитель Иоанн Максимович…»
Император Николай II, день крещения которого пришелся на праздник обретения мощей Святителя Алексия (в ходе ремонта собора Чудова монастыря были открыты в 1431 или 1438 гг. мощи Святителя, а прославлен он был в 1448 г.), получил от Бога особый дар к прославлению Святых, чьи мощи были уже явлены или обретены накануне канонизации: Преподобный Серафим Саровский (1903), Святитель Феодосий Черниговский (1896), Святитель Иоасаф Белгородский (1911), Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России (1913), Святитель Питирим Тамбовский (1914), Святитель Иоанн Тобольский (1916). Подобно тому, как мощи Святителя Алексия были открыты за несколько лет до канонизации, так и мощи самих Царственных Страстотерпцев (ныне почивающие в Екатерининском приделе Петропавловского собора) также были обретены (в 1991 г.) за несколько лет до канонизации Царской Семьи в 2000 году!
«Да радуется днесь светло Небо и земля» (хвалитная стихира в неделю о самаряныне), потому что настал день, который по воле Божией навсегда вписан в историю нашего отечества. Несмотря на прошедшие 150 лет, в день рождения последнего нашего Императора Николая II сердца наши наполняет радость и благодарность Господу Богу. Мы благодарим Бога за то, что Он даровал русскому народу род Царей благочестивых – Царский род Романовых, под умелым правлением которого (более 300 лет) государство наше разрослось до огромной Российской Империи. Благодарим Господа за то, что Царский род берег и лелеял православную веру, опекал Церковь православную, защищал независимость государства. Благодарим Бога за то, что Цари наши и Императоры были строителями и хранителями отечества нашего, ктиторами и благодетелями Церкви, мы с любовью вспоминаем имена их в памятные для них даты – этого требует наша совесть. Благодарны мы Господу за то, что Он хранил в прошедшие века Царей русских, и они обрели милость перед Лицом Божиим. Бог увенчал Царский род Романовых мученическим венцом, последний Царь с Царицей и Детьми прославлены в лике Страстотерпцев. Какой безумец будет спорить с Богом и предъявлять претензии Царям, если они под таким явным Покровом Божиим? Всякий злословящий Царя и называющий его «кровавым» уподобляется ветхозаветному Семею, который злословил Царя Давида, бросал в него камни и кричал ему «кровопийца» ( 2 Цар 16. 5-8), но потом первый упал перед ним на колени с мольбой о прощении.
Господь обо всех печется, но Его попечение о Царе-мученике так трогательно, как забота матери о своем ребенке. Чтобы подготовить Царя к потере власти, Бог назначил ему день рождения на память Иова Многострадального, который по попущению Божиему все потерял (богатство, семью), но не возроптал на Бога и Бог даровал ему еще больше. Царь хорошо знал житие Праведного Иова и, находясь в заточении, читал книгу Иова Императрице. «Дни рожденья Господь сотворил нам во спасенье, и храм наш, и Церковь Святая – непоколебимый столб, победа ее – в терпении» (из телеграммы Г.Е. Распутина от 6-го мая 1916 года Императору Николаю II ко дню рождения). Претерпев до конца, Царская Семья получила от Бога святость.
В заключение приведем отрывки из одной церковной проповеди, которую можно назвать трактатом в защиту «самодержавной власти, коя присуща русским царям». «Мы учим и будем учить о подчинении всякой власти (даже и республиканской, народной), ибо власть от Бога; но мы не обинуясь утверждаем, что самодержавие наиболее отвечает идее верховной власти и строю русского государства, связанному с духовными, бытовыми, племенными, географическими и другими условиями». «Такая самодержавная – царская власть и есть в нашем отечестве, которое пришло к ней путем долгих мучений от внутренних междоусобиц князей и от тяжкого рабства под гнетом иноверных врагов. Царь в России владеет силой и свободой действий в такой мере, какая только возможна для человека. (…) Он стоит неизмеримо выше всех партий, всех званий и состояний». Автор говорит, что в царской власти нет деспотизма, не стоит слушать критику из-за границы и что народная власть в нашем отечестве дала бы плохие плоды. «Мы же, братие, будем молить Господа, дабы Он и на далее сохранил для России царя самодержавного и даровал ему разум и силу судить людей в правде и державу Российскую в тишине и без печали сохранити». Проповедь произнесена в Нью-Йоркском соборе 14 мая 1905 года архиепископом Алеутским и Северо-Американским Тихоном, будущим Патриархом Московским и всея России, святителем. В 1916 году в день своего рождения 6/19 мая Император Николай II пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
Е. В. М. май 2018 г.