Влияние современной системы образования на здоровье учащихся

Доклад на конференции "Школьное образование в вопросах и ответах"

Страхова Ольга, врач.

Хочется отметить сразу, что речь пойдет обо всех школьниках, независимо от типа образования. Часть проблем при семейном типе обучения избежать можно, другую - нет, это требует от родителей усилий и наблюдений. В любом случае, у всех нас - общая цель, мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и здоровы. Хочу рассказать о наиболее часто встречающихся недомоганиях и проблемах, но не об особенностях конкретных детей или редких болезнях. Цель данной статьи – обозначить проблему, привлечь к ней внимание.

      Все проблемы поделим на три большие группы:

1. Проблемы соматического характера.
2. Проблемы психического характера.
3. Последствия некорректного медицинского наблюдения.
 
Проблемы соматического характера
 
1. Нарушение сна.
    Ребенок в школе проводит в среднем от 4 ч (младшие классы), до 6 ч (старшие классы). Что составляет, примерно, 1/6 - 1/4 часть их жизни. Время нужно на сон, еду, дорогу, кружки, игры и выполнение домашнего задания. И вот именно сон урезается при попытке успеть везде и во всем. В среднем, ребенку 7-10 лет рекомендуется спать 10 -11 часов, 10-12 лет - 9-10ч, 12-16 лет - 8-9 ч. Нужно обращать внимание на среднюю продолжительность сна детей, чтобы не было  снижения защитных сил организма, ухудшения внимательности, повышения возбудимости и прочих проблем, вызванных систематическими недосыпами. Кроме этого, происходит смещение времени отхода ко сну на более позднее, что приводит к нарушению циркадных ритмов, сбою гормональной регуляции. Например, гормон мелатонин большей частью вырабатывается ночью, при этом очень важен уровень освещенности. Сдвиг сна ребенка на более позднее время  негативно сказывается на выработку этого гормона.
   Аудитория, скорее всего, сама сталкивается регулярно с этими проблемами. Но если взрослый, как правило, осознает это, и его организм уже сформировался, то такие трудности для ребенка нежелательны. Дети не выбирают свою жизнь без сна по доброй воле.
 
2. Нарушения деятельности системы пищеварения.
    Питание в школе это отдельная тема. В основном, оно углеводное, достаточно невкусное; отсутствует спец. питание для детей, находящихся на диете. Но самое главное - это время, за которое ребенок должен пообедать. Сколько времени отводится на обеденный перерыв? 20-25 мин максимум. Нужно спуститься в столовую, предварительно зайти в туалет и помыть руки, успеть получить порцию в порядке очереди, поесть и так же быстро подняться наверх. Тщательно пережевывание пищи в таких условиях невозможно. Суетливое и быстрое поглощение еды не подходит 80 процентам людей.
    Огромное количество сладких булок, автоматы, конфеты – все это оказывает систематическое негативное влияние на метаболизм. Ребенок теряет способность контролировать свое пищевое поведение. Длительные нарушения питания нередко приводят детей к ожирению и сахарному диабету. Не забывайте, что в школе дети учатся 11 лет. А это период существенных перестроек организма, на который приходится пубертат и все гормональные перестройки им вызванные.
 
3. Нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
    Проблемы с осанкой есть у подавляющего большинства школьников независимо от типа образования. Частой проблемой также являются сколиозы,  которые по причинам возникновения бывают довольно разнообразны.
Как дома, так и в школе, следует обратить внимание на рабочее место ребенка. Подобрать стулья и столы, сделать что-то нестандартное, например, разрешить больше перемещаться по помещению во время учебы. Можно порекомендовать работать за столом то стоя, то сидя. Есть новые эргономичные стулья, где вес смещен с седалищных костей, что позволяет держать спину ровнее. Для того, чтобы приучить ребенка заботится о своей осанке и создать эргономичное место для учебы, со стороны родителей без сомнения требуются усилия! Если в вашей школе родители могут повлиять на оснащение класса «правильными» партами, то этой возможностью следует воспользоваться.
 
4. Нарушение работы зрительного аппарата.
Миопия (близорукость) и астигматизм. Это проблема отчасти связана с нарушением осанки, но также существенную роль тут играет напряженность глазодвигательных мышц, которую можно снимать соответствующей гимнастикой. Опять таки, тип образования не имеет значения, как дома, так и в школе, можно заработать плохую осанку и напряженные мышцы.
Выход: учить детей гимнастике для глаз, соблюдать режим сна, питания, двигательной активности.
 
Проблемы психического характера
 
1. Невротизация
    Почва для развития невротических проблем самая что ни на есть благоприятная: огромное количество «срезов знаний», контрольных, проверочных , тестов МЦКО. «Предэкзаменационные мандражи» характерные для всех детей независимо от типа обучения. Выход из ситуации на домашнем образовании я вижу следующий: выбирать те предметы, до которых ребенок уже дорос, и по ним опережать материал на полгода или год. А другие предметы отложить пока. Тогда сдается все намного легче и спокойней. Какое решение предложить в рамках школы – не знаю.
 
2.  Насилие со стороны сверстников и учителей.
Очень сложная и деликатная тема, но крайне важная! И если с семейным насилием какая-то борьба ведется, то проблема школьного насилия чаще всего замалчивается. Но такое замалчивание преступно!
     Насилие в школе может осуществляться как со стороны детей, так и взрослых.
    О факте агрессивного поведения со стороны сверстников, как правило, рано или поздно, становится известно: либо ребенок не выдержит и расскажет, либо вы об этом узнаете со стороны, либо какой-то неприятный инцидент прольет свет на затаившуюся проблему.
Но более изощренное насилие – это насилие со стороны взрослых. Чаще всего оно утаивает себя с помощью манипуляций над детским сознанием, при этом взрослый не говорит: «не говори родителям», не угрожает, а манипулирует так, что ребенок даже не осознает, что свершается что-то неправильное. Силы ребенка и насильника здесь не равны (обратите на это внимание)! Поэтому об этом виде насилия от ребенка узнать ничего невозможно. Проблема оказывается вне зоны родительского контроля, а родители списывают возникшие трудности в общении на подростковый возраст и прочее. Дети понимают, что что-то не так, поздно. Тогда стена отчуждения с родственниками уже выстроена и выхода, как решить проблему самому, нет. Тут появляется целый ком трудностей. Такой вид насилия, иногда повторяющегося, наиболее страшен, потому что остается нераскрытым и как следствие: ребенок остается без родительской помощи.
 
Последствия некорректного медицинского наблюдения
 
1. Обязательная школьная вакцинация.
     Легко решаемая проблема на домашнем образовании. Есть ряд школ и их становится все больше и больше, где наличие прививки не имеет никакого значения. Если же вам не повезло, и вы столкнулись со школой, где данное требование является обязательным, то придется писать многочисленные отказы. Следует понимать, что в случае отсутствия такого отказа могут не только вакцинировать ребенка, но также и провести осмотр, в том числе,  и гинекологический. Поэтому, если вы не хотите вакцинировать своего ребенка и не желаете, чтобы без вашего ведома вторгались в его интимную зону, то имеет смысл в заявлении отказаться от вакцинации и любого планового (!) медицинского наблюдения. В качестве мотива можно использовать тот факт, что ребенок наблюдается в другом медицинском учреждении или у других врачей.  Если прессинг продолжается, можно попросить подписать медсестру или школьного врача специальное заявление о том, что он гарантирует отсутствие осложнений в поствакцинальном периоде. И что интересно: никто не подпишет, так как таких гарантий не существует.
Говорить категорически, что вакцины это зло нельзя, но массовая иммунизация – настоящее зло. Однин из ведущих эпидемиологов своего времени Джеффри Роуз обнаружил жизненный принцип, который назвал «парадоксе предотвращения»: «Перемены образа жизни, которые снижают риск болезни для всей популяции,  не приносят пользы многим конкретным людям» (1). Что в приложении к нашему вопросу означает: за пользу от вакцинации общества придется заплатить здоровьем и жизнью множества отдельных детей.
 
2. Оказание медицинской помощи в школе.
Нередко школьники обращаются за экстренной медицинской помощью к школьному медработнику. И родители и медработники должны знать, что недопустимо давать ребенку «таблетку от живота»! Любые лекарства, помимо побочных эффектов влияют на экспрессию генов так или иначе. Лекарства должны назначаться строго лечащим врачом. Экстренная помощь должна оказываться в специализированных учреждениях!
 
Игнорирование особенностей физиологии детей
 
1.  Разница в развитии мозга у мальчиков и девочек.
Мальчики  и девочки развиваются по-разному! Это просто факт, который надо учитывать. Сначала девочки опережают, а потом, происходит выравнивание.
2. Недостаточная естественная двигательная активность.
Повторяющиеся двигательные реакции часто служат хорошим сбросом психического перенапряжения. Обратите внимание на детей, которые болтают ногами под партами. Это нормальный правильный с точки зрения неврологии способ снятия напряжения. Дома вы можете позволить ребенку учить таблицу умножения бегая за мячом. В школе, если 30 человек начнут махать ногами под партой у учителя будет нервный срыв.
3. Готовность мозга к разным дисциплинам в у разных детей одного возраста различная.
     Поскольку душа человека облечена в тело, то с точки зрения медицины необходимо обратить внимание на физическую природу обучения.
  Наше образование предполагает , что время затраченное на освоение данной темы постоянно. Например, на освоение темы «деление на двузначные числа» отводится 2 школьных часа. Ваня поймет все на первом же уроке, а Саше понадобится 4 часа. Но учитель уже исчерпал отведенное время и никто не станет ждать, пока Саша поймет. В результате, Саша ничего не понял и должен форсировать следующую тему. При этом он находится в состоянии перенапряжения, стресса.
   Люди с разным мозгом осваивают тот или иной предмет с разной длительностью, более того, последовательность усвоения предметов у разных людей тоже разная. А система срезов знаний приводит к тому, что дети банально недоучивают материал. Вы спросите причем тут медицина? Усвояемость знаний напрямую прямо связана с развитием мозга и становлением психики. Если материал усвоен неверно и частями, значит, в дальнейшем понадобиться процесс переобучения. Нужно время, чтобы сформировались новые связи между клетками, выработались определенные вещества, а потом, чтобы установившиеся связи оптимизировались! Поэтому важно выбрать такой формат данного ребенка, который соответствует степени формирования его мозга. Иначе учеба превратится в пытку, а последующее переобучение потребует много больше времени.
4. Несоответствие полового развития с социальным статусом и психологической зрелостью. 
 
  К 17-18 годам дети уже не дети, их физическая зрелость очень даже взрослая, но они находятся в зависимом состоянии, как социально , так и психологически, что неизбежно влечет последствия. Конфликт налицо.
5. Уроки физкультуры.
 
   Совершенно бессистемные уроки физкультуры. Дети не учатся владеть своим телом. На мой взгляд, на физкультуре детям хорошо играть в командные игры, либо обучаться каким-то определенным навыкам. В идеале, их нужно научить чувствовать свое тело и делать регулярно правильную зарядку, чтоб во взрослом возрасте не тратить лишнее время на изучение принципов здорового образа жизни.
 
  ИТОГ: к каждому ребенку нужен индивидуальный подход:  в выборе школы, в типе программы обучения, в медицинском наблюдении.  Что нам точно требуется  всем одинаково – это поддержка друг друга и взаимоуважение к чужому выбору.
 
1) Шарон Моалем. Властелин ДНК. Глава 6
© 2017-2020 orthosholio.ru