Как организовать обучение в многодетной семье.

Анна Гожая
    У нас трое сыновей. Семейное образование стало частью нашей жизни. В этом году уже второй ребенок НЕ пойдет в школу и будет продолжать учиться дома. Мы планировали обучать детей сами и совсем не отдавать в школу. Хотя не исключаем возможность поступления детей в какие-либо специальные школы в старших классах после осознанного выбора профессии и учебного заведения.
 
Учиться играя
  Свободная игра — главное занятие дошколят. И мы начинаем приучать мальчиков к учебной деятельности в формате урока под видом игры. Бывает это ближе к пяти годам. Это тот возраст, когда дети сами начинают интересоваться чтением, письмом и простейшими вычислениями. Тогда я предлагаю ребенку поиграть в школу. Мы заводим «специальный» плед и колокольчик (кстати, этот металлический колокольчик был куплен нами в паломнической поездке в Новый Иерусалим и Сергиев Посад за благословением на обучение ребенка). Мы рассказываем детям в этот период историю отрока Варфоломея, который молился об усердии в обучении и был услышан Господом. Сыновья участвуют с нами в молитве у мощей Святого Преподобного Сергия и перед началом игр в школу, и перед вхождением в школьный возраст – 7 лет, когда мы собираемся перейти к новому этапу обучения детей уже с форматом аттестаций в школе.
   Так вот, плед и колокольчик в играх в школу помогают обозначить, что обучение имеет своё особое пространство и время. Мы расстилаем на ковре плед, я звоню в колокольчик, и мы начинаем обучение в игровой форме. В начале эта игра длится буквально 3-5 минут, потом постепенно время может увеличиться. Главный результат в этом возрасте не в освоении материала: знания на этом этапе -- побочный продукт. Важно приучить ребенка к новому регулярному виду деятельности: учебе как таковой. Мы играем с «кубиками Зайцева» (1), пишем буквы, цифры слова, карандашом на больших листах, разложенных прямо на полу. Иногда дети не хотят что то делать, тогда не стоит настаивать. Можно поиграть в «каникулы». А потом снова вернуться к «занятиям в школе». Понять формат обучения маленькому человеку хорошо помогают регулярные занятия музыкой и танцами. Ведь порой приходится делать над собой усилия, чтобы достигнуть результата в виде разученной мелодии или танца.
    Позже можно выбрать пособия для ребенка в виде рабочих тетрадей (по возрасту) и пересадить на время игр в школу уже за парту. Мы выбрали физиологичные парты с наклонной крышкой. Такие парты помогают детям держать спину ровно.
   На втором этапе время занятий всё ещё составляет 10-30 мин. 5-10-15 минут дошкольник ли, первоклассник пишут с удовольствием и старанием. Всё, что касается чистописания требует сосредоточенности и правильной позы и посадки за партой. Поэтому заниматься именно письмом цифр, букв, слов, предложений, диктантов, изложений, сочинений, упражнений по русскому языку в дальнейшем мы предлагаем детям только за партой в красивой правильной позе. Остальные предметы и занятия, в том числе, работа в тетрадях и рисование, мы разрешаем сыновьям осваивать в любых позах и состояниях: сидя на диване, лежа на полу, вися на спортивной стенке. Поэтому только письмо – тот вид учебной деятельности, который проходит в нашем доме в тишине. Для этого занятия подходит время сна младших детей. Остальные занятия и предметы (даже математика и английский язык ) наши мальчики спокойно осваивают в привычном шумном режиме жизни многодетной семьи.
    Занятия письмом за партой начинаются к 6 годам, вначале карандашом печатными буквами, к семи – гелевыми, а потом шариковыми ручками уже прописными буквами. Когда дошкольник или первоклассник пишет, я сижу рядом, глажу по спинке, подбадриваю, создаю атмосферу приятного объятия, в которой писать не скучно и трудно, а легко и расслабленно. Выражаю восхищение красивыми буквами или элементами. Ко второму классу у сына уже  сформирована привычка писать красиво, без напряжения и любить это занятие. Причем писали мы не долго, не много, даже не каждый день. 
К третьему классу у старшего сына сформировалась привычка учиться самостоятельно. В третьем классе он выполнял задания сам, мы с мужем лишь поясняли и проверяли.
Как же организовывать процесс обучения?
Я вижу в этом вопросе две группы составляющих.
Первая – организация времени и пространства для занятий – режим, распорядок дня, тайм менеджмент, выбор программы и пособий.
Вторая – психологическая: как мотивировать ребенка на обучение, не устроить «школу дома» и не стать самим скучными и контролирующими «училками» для своих детей.
Рассмотрим первую группу. Организация пространства для учебы может помочь детям быть более самостоятельными. Наша задача состоит в том, чтобы парта, полки, учебные материалы, карандаши, ручки, всё для творчества было удобно расположено, и ребенок мог сам легко, никого не привлекая, организовать себе место для занятий, для творчества и для игры. Тогда мы показываем один - два раза, например, как расстелить на стол клеёночку, налить воду в баночку, как разводить на палитре краски, как убрать всё за собой. А в последствии ребенок проделывает это уже сам. И он приобретает самостоятельность, и мы можем заняться другими детьми, когда он рисует.
Это касается и учебников с рабочими тетрадями. Если всё аккуратно сложено и на виду, то очень скоро домашний школьник будет сам брать с полочки книги и тетради и самостоятельно делать уроки в удобное для себя время.
   Режим дня очень важен при обучении детей дома. Есть большой соблазн превратить свою жизнь без школы детей в беспробудный хаос с перепутанными днем и ночью. Ведь нет внешнего регулирующего распорядок дня стимула в виде расписания уроков в школе и необходимости вставать утром в определенное время. А дети, особенно младшие школьники, очень режимные существа. Их настроение, работоспособность, здоровье и даже умственные способности очень зависят от того, насколько маленький они выспались. Поэтому очень важно приучить всю семью к четкому режиму дня с укладыванием спать в одно и то же время. Упор важно делать именно на времени отхода ко сну, а не на времени подъема. Важна привычка вовремя засыпать, тогда и просыпаться ребенку будет легко и приятно – он будет успевать отдыхать и восстанавливаться.
    В отличии от детей, посещающих школу, наше расписание опирается не на уроки, а на дополнительные бесплатные и платные занятия. Ведь они идут в определенное время, а уроками можно заниматься и в любое другое время, в субботу и воскресенье, например. Мы можем позволить себе отложить занятия и пойти погулять, если дети устали или, если погода такая, что зовет на улицу. А позаниматься можно и вечером.
    Пособия и учебники мы выбираем для детей сами, ориентируясь на свои предпочтения и то, по каким учебникам будет проходить аттестация в школе. Некоторые темы мы намеренно не проходим со своими детьми, считая их вредными. Например, часть фонетики в русском языке, где изучается транскрипция. Напротив, те темы которые интересны ребенку мы может изучать более углубленно.
План занятий мы составляем , опираясь на темы, которые наметили пройти, или на учебник. Общее количество уроков в учебнике делим на учебные месяцы. Месячную порцию уроков делим на 4 недели. Получается примерное количество уроков, которые необходимо пройти за неделю. Иногда темы распределяются по дням равномерно, иногда нет. Но мы настраиваем ребенка придерживаться выполнения плана на неделю.
    Конечно, когда дети занимаются, мы стараемся создать тишину. Младшие с детства знают, что играть надо тихо, когда старшие делают уроки. Все игрушки, материалы для творчества тоже располагаются на стеллажах в доступности младших детей. Это позволяет им самим находить для себя занятия и игрушки, когда старшие учатся. При работе с рабочими тетрадями дети практически всегда располагаются на кухне утром, когда я готовлю еду. Младший может играть на полу здесь же. Дети могут выполнять задания по пути в метро, ожидая друг друга вместе со мной с занятий в детском центре. Повторюсь, что только письмом мальчики занимаются всегда за партой, в тишине и в моем присутствии.
Мы не делаем каникул, как школьники. Обучение – часть нашей жизни. Когда тепло, мы можем заниматься в парке, на прогулке. Это позволяет делать обучение ненавязчивым, постоянным и результативным.
   Говоря о второй группе факторов, связанных с мотивацией обучения, мы всегда делаем акцент на том, что новые умения и навыки открывают для нас и для всех обучающихся новые возможности. Мы не используем мотивацию через наказания. Раньше в семьях и до сих пор еще в некоторых учебных заведениях детей держат в послушании исключительно через чувство страха (страх наказания), обвинения (не послушался, не выполнил, плохо выполнил задание – ты плохой, ты виноват), и через чувство стыда (как тебе не стыдно перед лицом всего класса). Конечно, страх, чувство стыда и вины – нравственные чувства, помогающие нам быть Людьми. Однако, образование – не та сфера, в которой испытывать эти чувства уместно. Мы стараемся, чтобы процесс обучения приносил детям радость. Мы много хвалим детей, радуемся их успехам. Акцентируем внимание на достижениях. И требуем ответственности – не сделал в срок – сделай, сделал плохо – просто переделай и сделай хорошо. Включенность обучения жизнь нашей семьи очень помогает в этом. Дети стараются радовать и себя и нас . Им становится важным учиться хорошо, ведь их успехи приносят так много радости!
   
    1) Кубики Зайцева - авторское пособие для обучения чтению. Включает в себя кубики и таблицы. На гранях каждого кубика изображена согласная буква и её буквосочетания со всеми гласными буквами- слоги. Каждый кубик глухо или звонко гремит в руках (звонкая или глухая согласная). Ребенок держит в руке кубик, гремит им и поёт слоги (например, б-бу-ба-бе-бё-би-бы-бо-бэ), составляет из слогов слова и предложения. На таблицах тоже изображены буквы и слоги. С их помощью можно продолжать составлять из слогов слова, предложения и целые рассказы в дальнейшем.
© 2017-2020 orthosholio.ru